Сегодня практически все серьёзные фотографические учебные заведения и всякого рода фото курсы начинают обучение с основ классической плёночной фотографии. Это принято считать чем-то вроде таблицы умножения. Ведь не поработав с плёночной зеркалкой, Вам так никогда и не научиться законам правильного построения кадра, выбору оптимальной экспозиции, глубины резкости и многим другим премудростям, о которых напрочь забываешь, взяв в руки цифрокамеру.
Бесконтрольность при работе цифрой страшно расхолаживает. Движение пальцев по кнопкам цифрозеркалки, намного опережает ход мысли. Призванный помогать в работе дисплей, скорее мешает процессу, то и дело, отвлекая внимание от самой съёмки. Фантастические объёмы карт памяти располагают к бесконечному и бесконтрольному щелканью затвором в надежде на то, что из необъятного количества полученных картинок можно будет выудить что-либо путное. Уж, какое тут выстраивание композиций.
рис 1. Asahi PentaxSpotmatic SP
Впрочем, это давно известные прописные истины. Одним словом начать надо с плёнки. Кстати многие любители, поработав после плёнки цифровыми камерами, вновь возвращаются к классике. Ну, это уже дело вкуса. Главное утвердится в основах, а не плюхаться сразу в цифровое море, так ничего и, не поняв в фотографии.
Обучение лучше начать с надёжной недорогой плёночной зеркалки. Дальномерные камеры - несколько иная категория аппаратов, которые с моей точки зрения стоит брать в руки, уже приобретя определённый съёмочный опыт. Что же выбрать для постижения фото азов?
Постепенное угасание истеричного рекламного бума вокруг всякого рода цифрокамер и перенаселение ими фоторынка, вызвало к жизни появление новых моделей плёночных аппаратов. О многих них мы уже писали. Например, это линейка механических 35мм SLR камер Kenko, с байонетом Nikon AIs (Kenko KF-1n/ KF-2n), с байонетом Yashica/ Contax (Kenko KF-3YC) и с байонетом Pentax (Kenko KF-4PK) или Камеры Bessaflex от Косины с байонетом Nikon AIs или с резьбой 42мм.
рис 2. Asahi PentaxSpotmatic SP 1000
А как Вам нравится проект грядущего плёночного шедевра Никона, камера про-класса Nikon F7, прототип которого уже сегодня можно увидеть в сети ? Честно говоря, мне сие создание мало напоминает профессиональный инструмент, хотя бы из-за отсутствия непременной для аппаратов такого уровня кнопки блокировки включения камеры и уж очень простой и малогабаритной пентапризмы, без признаков каких-либо органов управления на ней. http://www.kenrockwell.com/nikon/f7.htm
Мы никак не станем комментировать эту сенсацию, пусть ею пока займутся досужие эксперты сетевых тусовок.
Однако на чём остановить выбор? Покупать новую камеру не совсем логично. Во-первых, Вы за неё заплатите в 2-3 раза больше, чем за исправный аппарат уже побывавший в чьих-то руках, во-вторых, и это очень вероятно, что по роду интересов Вас в последствии больше устроит цифра. Тогда от ученической камеры Вы без потерь избавитесь, хотя бы с помощью нашего РСУ. А в-третьих, если Вы проникнитесь к плёнке, можно будет уже осмысленно купить высококлассный пленочный аппарат, передав ученическую камеру, практически не ущемляя своего бюджета, следующему начинающему фотографу. Первая камера, безусловно, должна быть с ручной фокусировкой. Наводке на резкость тоже обязательно надо учиться. Из собственного опыта знаю, что, снимая даже самыми современными автофокусными камерами и объективами, в 30% случаев приходится переходить на режим ручного фокуса. Это касается и макросъёмки и съёмки крупного плана телевиками с большим относительным отверстием, где автофокус практически всегда лишь мешает. При мизерной глубине резкости он выбирает тот элемент изображения, который ему больше по душе, а не тот который Вы задумали. Тоже относится и к съёмке специальными шифт-объективами, или к съёмке с удлинительными кольцами и мехами. Подобных примеров необходимости ручного фокуса множество.
рис 3. Asahi PentaxSpotmatic SP 500
Есть и другой критерий выбора. Желательно, чтобы Ваш первый недорогой аппарат имел резьбовое крепление объектива (42мм). Дело в том, что на вторичном рынке можно найти великолепную резьбовую оптику (ведь это она, в конечном счёте, определяет качество изображения), которая обойдётся Вам гораздо дешевле своих байонетных собратьев. При желании её потом, с помощью одного из адаптеров, приобретённых у нас же, в РСУ, можно будет использовать на той серьёзной аппаратуре (классике или цифре), которая станет Вашим окончательным выбором.
В настоящее время в арсенале Фотомастерских РСУ имеется задел свежих (не по возрасту, а по состоянию) различных моделей камер Asahi PentaxSpotmatic японской компании Asahi Optical Co. Не смотря на свою более чем умеренную цену, это весьма достойные приборы с большим потенциалом надёжности.
Это и Asahi PentaxSpotmatic SP (рис. 1), и SP 1000 (рис. 2), и SP 500 (рис. 3 и 4), и SP II (рис. 5 и 6), и SF (рис. 7). Все они имеют резьбовое крепление объектива (42мм), для которого кроме Пентакса различными мировыми производителями, включая СССР, было выпущено немыслимое количество оптики от самой примитивной до самой высококлассной.
рис 4. Обложка буклета SP 500
рис. 5. Asahi PentaxSpotmatic SP II
Asahi Optical Сo. положила начало линейке камер, которые остаются популярными многие годы. Основное их усовершенствование увеличение диаметра установочной резьбы объектива с общепринятой раннее М39 мм. до М42 мм, которая на долгие годы стала стандартом для объективов Takumar (изделие Пентакса).
Здесь необходимо сделать замечание. Некоторые авторы, не совсем верно называют резьбовое крепление объектива М42 – пентакс – креплением. Первенство этого крепления принадлежит послевоенной камере Contax S, сделанной в 1949 г. Восточно-Германским отделением Zeiss Ikon: Kamera Werkstatten, Дрезден.
Asahi Optical Сo. была первой фирмой, которая разглядела определённые удобства в увеличении диаметра крепления объективов, и, возможно, ориентируюсь на перспективу использования немецкой оптики, внедрила его в свои конструкции. За ней потянулись многочисленные производители: Chinon, Cosina, Ricoh, Yashica, конечно Зениты и множество других, не говоря о Praktica.
рис 6. Обложка буклета SP II
рис 7. Asahi PentaxSpotmatic SF
Аппараты Asahi PentaxSpotmatic японской компании Asahi Optical Co. могут встречаться и под другими именами Honeywell Spotmatic (рис. 2 и 8). Дело в том, что ещё в начале 60-х американская компания Honeywell Inc. приобрела права единственного дистрибьютора продукции Pentax за океаном. Поэтому специально для неё вся аппаратура Asahi Optical Co, которая готовилась для продажи на американском континенте, имела логотип Honeywell Pentax.
рис 8. Honeywell Pentax SP
Asahi Pentax Spotmatic SP
Родоначальница семейства Spotmatic (1964г), первая в мире серийная фотокамера с сопряжённым экспонометром. Замер TTL, усреднённый по полю экрана при действующей диафрагме. С незначительными изменениямиSpotmatic SP выпускалась в чёрном и чёрно-серебристом исполнении.
- механический шторно-щелевой затвор отрабатывает выдержки: B, 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000; выдержка синхронизации 1/60. (рис. 09)
- стрелка экспонометра в видоискателе
- замер экспозиции на рабочей диафрагме
- выключатель экспонометра функционально объединён с репетиром диафрагмы (рис. 10) (при включении экспонометра диафрагма закрывается до предустановленного значения)
- подключение вспышки через разные РС- разъёмы для X (электронные вспышки) или FP (лампы-вспышки) синхронизации;
- для установки вспышек используется угольник, который крепится в полозки на окуляре видоискателя
- ввод чувствительности плёнки расположен на головке выдержек (рис. 9);
у первых аппаратов диапазон чувствительности плёнки был от 20 до 800 ASA. На камерах, выпущенных после 1965 года, диапазон чувствительности расширен до 1600 ASA.
рис. 9.Головка установки выдержек SP
рис 10. Выключатель экспонометра функционально объединён с репетиром диафрагмы
Все прочие модели Спотматиков отличаются от базовойAsahi Pentax Spotmatic SP небольшими конструктивными обновлениями,
Тем, кто хочет узнать подробности об этом семействе камер, рекомендую интересную статью П. Ермолаева «Золотой век Asahi Pentax» в ФотоКурьере №6 (114) 2006г