Имя «Olympus» всё чаще упоминается в фото периодике, не в контексте цифровых заслуг, где все производители идут практически в ногу, а контексте прежних успехов, когда Олимпус блистал своими профессиональными плёночными шедеврами.
Постоянный читатель ФотоКурьера наверняка знаком с множеством публикаций, посвящённых камерам великолепной системы ОМ и линейке её оптики Zuiko.
Так уж сложилось, что мои личные пристрастия распространяются на технику другого японского производителя, с которой я постоянно работаю. Но, тем не менее, в моём арсенале есть великолепный Олимпус - ОМ-1n, с единственным, казалось бы, тривиальным «полтинником» Zuiko 50mm f/1/8, с которыми мне никак не хочется расставаться. Объектив в деле до того хорош, что по некоторым параметрам, я могу его сравнить, без всякой натяжки, с лучшими оптическими творениями мирового класса. И не то, чтобы это был какой-то особо отобранный объектив, это обычный, рядовой штатник – «двурогий» Zuiko MC AUTO-S 50/1,8*
* Примечание: всё, что касается терминологии, и устройства оптики Zuiko, будет освещено в отдельной главе.
рис 1. Отпечаток 10 х 15 см. с негатива, сделанного Zuiko MC AUTO-S 50/1,8, при f/5.6
рис 2. Фрагмент отпечатка 50 х 100 см, с того же негатива
Чтобы не быть голословным, приведу практический пример разрешающих возможностей этого объектива, сделанный на рядовом, далеко не лучшем материале - негативе Kodak ProFoto 100 при f/5.6. На рис. 1 – увеличение с этого негатива размером 10 х 15 см. А на рис. 2 - фрагмент того же изображения, при увеличении 100 х 50 см. Готов утверждать, что если бы не вынужденные промежуточные цифровые вмешательства (сканирование негатива**), увеличенный фрагмент был бы ещё более детализирован.
** Примечание: Для сканирования негатива использовался серьёзный фильм-сканер Minolta DiMAGE Scan Dual III на его максимальном входном оптическом разрешении 2820 dpi. Не смотря на достойные характеристики сканера, пиксели на больших увеличениях (более 30 х 45 см.) начинают выпирать значительно раньше плёночного зерна.
Хочу подтвердить свои субъективные симпатии несколькими, может быть примитивными, но официальными сравнениями подобных объективов других авторитетных производителей с нашим «полтинником». Данные испытаний взяты из периодического издания PHOTO BUYING GUIDE (1984 г.) (сборник тестов), которое в свою очередь является приложением к известному американскому журналу MODERN PHOTOGRAPHY.
Как Вы, наверное, заметили, для сравнения я выбрал не самые худшие аналоги. На их фоне тестируемый Zuiko выглядит очень респектабельно. Не вдаваясь в глубины подробных исследований MODERN PHOTOGRAPHY, хочу лишь заметить, что контраст данного 50mm f/1.8 F. Zuiko № 100239, как в центре кадра, так и на периферии оценивается, как «высокий», и это несмотря на то, что рассматриваемый экземпляр не имеет «просветления». Надо заметить, что просветляющих покрытий лишены многие объективы Zuiko, особенно ранние. На это есть свои причины, обусловленные особыми, как всегда, не ординарными соображениями гениального (этот эпитет не мой, он общепринят) конструктора камер и оптики Олимпус г. Йошигиса Мэйтани. С другой стороны необходимо заметить, что отсутствие маркировки МС на оправе некоторых объективов Zuiko, не всегда свидетельствует о том, что его линзы не имеют просветляющих покрытий. Обо всех этих тонкостях мы поговорим в главе, касающейся оптики Zuiko. Стоит сразу заметить, что владельцам цифровых камер не стоит чрезмерно обольщаться ожиданиями чего-то сверхъестественного от современных дорогих автофокусных Zuiko, к ним великолепный Йошигиса Мэйтани уже не имеет никакого отношения. Однако, и здесь маловероятно, чтобы Olympus оплошал в общей массе цифровой оптики.
рис 3. Обиталище Богов - пик Takachiho горного массива Takamagahara
Появление различных публикаций об Олимпусах подогревается всё возрастающим интересом фотографов к высококлассным и безотказным малюткам - камерам профессионального класса - легендам прошлых лет, обеспеченных великолепной оптикой. К великому сожалению, период высших достижений системы профессиональных камер Олимпуса, проходил где-то очень далеко от советских прилавков и единственного, доступного нам, журнала тех времён «Советское Фото». Отдушина появилась в начале 90-х, в дикие времена приватизации. В советские годы множество наших медицинских учреждений комплектовалось японскими эндоскопами и микроскопами, неотъемлемой частью которых были камеры Olympus OM-1/1n или ОМ-2/2n. Вся эта великолепная техника в большинстве случаев практически не использовалось и пылилось без дела. Как известно, с приходом общих свобод, медицина наша сильно покачнулась в сторону либерализации, высвободив при этом из-под государственного гнёта множество эндоскопов, а с ними и фотокамеры. Какое то время разыскать в Москве свежий Olympus OM-1/2, практически за бесценок было совсем не сложно. Скорее всего, безучётный уход этой высококлассной техники из-под контроля бывших законных владельцев, наблюдался и в других крупных городах.
рис 4. Первая корпоративная эмблема «Takachiho Seisakusho»
Как правило, общим недостатком всех раздобытых камер была их вооружённость одним из фокусировочных сменных экранов (тип 1-9), который предназначался специально для работы с эндоскопами и был совершенно не пригоден для обычной съёмки. Так что первая головная боль счастливого владельца Олимпуса – покупка нужного фокусировочного экрана. Просто покупкой назвать это было трудно, экран надо было раздобыть. Попытки самодельщиков заменить фирменный экран суррогатами, препарированными из отечественных камер, всегда приводят к плачевному результату: прекрасный яркий видоискатель ОМ становится пасмурным, а на полных отверстиях объектива результат съёмки получается расфокусированным. Кроме того, начинает грешить экспонометр.
Затем предстояла охота за оптикой. А вот когда всё было позади, начиналось торжество съёмки. Другой эпитет здесь будет выглядеть слабовато. Именно - торжество. Очень эргономичные, лёгенькие камеры, с большим и ярким видоискателем, исключительно точно исполненные, сразу же вызывали симпатию и доверие. И они практически никогда не подводили и не подводят до сих пор. Мне кажется, что подобное отношение к этому чуду техники разделяет поголовное большинство его владельцев.
рис 5. Новый логотип кампании «Takachiho Seisakusho», утверждённый 1921 г.
Если Вы уже обладатель одного из этих замечательных приборов, или, возможно, собираетесь стать таковым, мне кажется, что будет не безынтересно расширить свои познания о компании «Olympus» и её творениях.
Сегодня эта информация, касающаяся фототехники компании весьма разрознена и иногда противоречива. Мне захотелось попробовать выстроить хронологически упорядоченный рассказ об Олимпусе, подобный серии рассказов об Экзакте, которые Вы могли читать в предыдущих номерах ФотоКурьера. Чтобы повествование не выглядело слишком пёстрым, мы последовательно рассмотрим каждое из конструктивных семейств Олимпуса: складные камеры; TLR – камеры; семейство ОМ, и т.д. Внутри каждой главы, посвящённой тому или иному типу камер, по возможности будет соблюдена строгая хронология.
Предпочтения в повествовании будут отданы наиболее серьёзным и интересным конструкциям. Охватить всю фото номенклатуру Олимпуса трудно по причине её бесконечного разнообразия. Кроме того, дешёвенькие мыльницы, которых было немало, вряд ли интересны нашему читателю. Львиную долю продукции Олимпуса по-прежнему составляет специальная оптическая и лазерная техника для нужд медицины, интроскопии и прочих научных исследований. Этой части изделий Олимпуса мы касаться не будем. Сверху поле повествования предполагается ограничить моментом внедрения цифры. Цифровые технологии, на мой взгляд, обезличивают производителя. Здесь всё и у всех одинаково. Цифрокамеры сегодняшней «Большой четвёрки» отличаются лишь экстерьером и логотипами. Разумеется, это не относится к цифре профессионального класса.
рис 6. Типичный шильдик на аппаратуре раннего периода
Трансформация бренда
Олимп, в греческой мифологии, гора на северной границе Фессалии, в городе Салоники, которая по легенде была обиталищем Богов. Символическое название Olympus должно было отождествлять продукцию будущего предприятия, о котором наш рассказ, с чем-то очень совершенным, божественным.
Известная сегодня всему миру компания «Olympus» зарегистрирована 12 октября 1919 г., как оптико-механическое предприятие «Takachiho Seisakusho», основателем которого был заявлен Takeshi Yamashita. Первоначальной его специализацией было производство термометров и микроскопов. В выборе названия предприятия победу одержал японский патриотизм. В японской мифологии домом Богов считается пик Takachiho (рис. 3) горного массива Takamagahara. Вначале бренд «Olympus» использовался лишь, как торговая марка «Takachiho Seisakusho», предшественницы будущей Корпорации «Olympus».
рис 7. Редко встречающаяся эмблема «Takachiho Seisakusho»
Первая корпоративная эмблема «Takachiho Seisakusho», не содержала слова «Olympus» (рис. 4). Надпись на первой эмблеме (1919 г.) читается, как «Tokiwa Tokyo». В этой надписи - след биографии основателя г. Takeshi Yamashita, который несколькими годами раннее сотрудничал в торговой компании «Tokiwa Shokai», далёкой от технического бизнеса. Компания занималась продажей сахара.
Takeshi Yamashita после окончания в 1915 г. Токийского Императорского Университета, получил звание адвоката. После года военной службы, он поступает в должности поверенного в торговую компанию «Tokiwa Shokai». Значительные успехи на новом месте службы позволяют Yamashita основать собственное предприятие «Takachiho Seisakusho», в чём ему активно содействует его старый университетский приятель Shintaro Terada. Инициатором направленности нового предприятия стал именно Terada. Дело в том, что Shintaro Terada был первым японцем, который, используя индустриальные методы, в 1910-ых. строит микроскопы. Один из микроскопов Terada был показан на выставке в Taisho, проведенной в 1914 г. и выиграл там бронзовый приз. Помимо микроскопов у Shintaro Terada был достаточный опыт в производстве точных термометров. Всё технологическое оборудование, оснастка и документация Terada было перенесено в «Takachiho Seisakusho», и г. Терада становится главным инженером новой компании.
рис 8. Логотип, утверждённый в 1970 г.
Возвращаясь к первому логотипу компании «Tokiwa Tokyo» (рис. 4), можно предположить, что это словосочетание - дань немалым инвестициям компании «Tokiwa Shokai», которая поддержала своего бывшего перспективного сотрудника Takeshi Yamashita. Считается, что литеры «G» и «M» в верхней части эмблемы (рис. 4) являются инициалами Goro Matsukata, тогдашнего президента компании «Tokiwa Shokai». Эта загадочная эмблема просуществовала лишь два года. В феврале 1921 г. «Takachiho Seisakusho» регистрирует новый лейбл (рис. 5, 6), где доминирующим «узором» логотипа уже служит слово «Olympus». Эта эмблема стала использоваться для всех изделий компании: микроскопов, медицинских приборов и пр. Ею также снабжались все рекламные брошюры, буклеты и газетные объявления компании.
рис. 9. Самый свежий логотип Олимпуса
Был некоторый неопределённый период, когда в эмблеме слово «Tokyo» заменили аббревиатурой «OIC» (рис. 7) - Optical Industrial Company (Оптическая Индустриальная Компания). Правда подобная метаморфоза продолжалась не долго, и эти эмблемы замечены лишь на эндоскопах GT-I и GT-II.
В мае 1942 г, когда оптические изделия уже составляли подавляющий объём продукции «Takachiho Seisakusho», было решено переименовать компанию в Takachiho Optical Co., Ltd. А в январе 1949 г, компания, чтобы быть более узнаваемой внешним миром, назвалась Olympus Optical Co., Ltd.
В 1970 г. компания Olympus Optical Co., Ltd. начинает использовать для своих изделий и рекламных продуктов новый логотип (рис. 8). Эта эмблема, используется до 2000 г., когда она была несколько изменена: под синей надписью olympus добавлена желтая линию переменной толщины (рис. 9). В таком виде логотип Олимпуса существует по сей день. И, наконец, 1 октября 2003 г., компания утверждается с новым, знакомым сегодня всем названием Olympus Corporation.
Складные камеры Olympus
Semi-Olympus
С момента создания Olympus довольно долго утверждал себя одним из ведущих производителей высококачественных микроскопов. В этом он основательно преуспел, обеспечивая себя солидными заказами. В 1934 г. номенклатуру компании было решено расширить и заняться производством фотокамер с собственной фотооптикой. Два года спустя мир увидел первый объектив Takatiho Tokyo Zuiko. Это не опечатка. В названии объектива имя компании получило другое написание: Takatiho вместо Takachiho, видимо для удобочитаемости. Тогда же появилась первая складная фотокамера Semi-Olympus (полуформат) 4.5 х 6 см., рассчитанная на 120-й тип роликовой плёнки.
1936 г., Semi-Olympus I (4,5х6) с затвором Compur (рис. 10)
Итак, запущенный в производство в 1936 г. Semi-Olympus I был первой камерой Olympus с собственным объективом Takatiho Tokyo Zuiko 75mm f/4.5 (позже просто Zuiko 7.5cm f/4.5) с четырьмя элементами(рис. 11). Для фокусировки использовалось вращение переднего элемента. Камера представляла собой вертикальную гармошку, со складным оптическим визиром. Аппарат использовал 120-й тип плёнки и давал 16 кадров, при формате 4.5 х 6 cм. Корпус камеры для Semi-Olympus I изготовляла японская компания Proud. Это была копия немецкой вертикальной гармошки Balda Baldax. Камера комплектовалась немецким же затвором Auto-Compur со скоростями T, B, 1 - 1/250 сек. Панель затвора Compur имела справаэмблему «FD» (Friedrich Deckel). К сожалению, модель Semi-Olympus I чрезвычайно редка и все её изображения достаточно убоги. Наш вариант ничуть не лучше (рис. 10). Поэтому разглядеть всевозможные мелочи довольно трудно.
По существу, единственным узлом этого аппарата, сделанным Olympus, был объектив. Камер Semi-Olympus I было собрано около 500 штук. Скорее всего, малая серия обусловлена дороговизной немецкого Компура. Это был высококачественный аппарат, цена которого в 1936 г. была 105 иен, тогда как типичная заработная плата составляла 75 иен в месяц.
рис 11. Первый собственный объектив Takatiho Tokyo Zuiko 75mm f/4.5 для Semi-Olympus
1937 г., Semi-Olympus I - I (4,5х6) с затвором Koho (рис. 12)
Был выпущен другой (очень редкий)вариантSemi-Olympus I-Iс затвором Koho, со скоростями T, B, 1 - 1/150 сек. и объективом Takatiho Tokyo Zuiko 75mm f/4.5. Затвор Koho был уже собственным изделием Takachiho Seisakusho. Это был упрощённый, якобы для надёжности, Компур Декеля. Затвор получился более скромным, но за то дешёвым. На поздних моделях Semi Olympus II, о которых Вы узнаете в следующей главе, затвор Koho иногда фигурирует под названием «Laurel».
Существует ещё один вариант, Semi-Olympus I, вертикальной гармошки, со складным оптическим визиром и объективом Takatiho Tokyo Zuiko 75mm f/4.5. Этот уникум оборудованзатвором Rulex, скорости T, B, 1- 1/200 сек.Никаких его изображений и описаний неизвестно, существует лишь отчет о соответствующей eBay - сделке.
Продолжение следует.