В классе профессиональных 35 мм. SLR камер, с 1959 г, Никон, со своей системой Nikon F (рис. 1), конкурентов не знал и безраздельно господствовал на мировом рынке. Так же, на ура, в 1971 г. была подхвачена его новая модель Nikon F2 (рис. 2). Однако в том же году рыночная монополия Никона несколько пошатнулась. Заинтересованному фотографу предложили альтернативную высококлассную pro-систему Canon F1 (рис. 3).
Создавать системную камеру с нуля, дело весьма хлопотное. От концепции до серийного производства, при серьезном подходе, порой проходят десятилетия. Вероятнее всего Кенон приступил к проектным работам по созданию своей pro-системы ещё в начале 60-х, во времена абсолютного господства на рынке системы Nikon F. Результатом многолетних трудов стал мощный модульный проект Canon F1 (рис. 4), обеспечивающий исчерпывающую системную гибкость и способность функционировать в тяжелейших условиях эксплуатации. Однако, не смотря на всё своё великолепие, новая система Canon F1, мало знакомая недоверчивому профи, не смогла выиграть маркетинговых баталий с Nikon F2, хотя обеспечила себе массу приверженцев.
рис. 3. Механический Canon F1
Надо отдать должное «крёстному отцу» Никона, Джозефу Эйренрайху (1910 - 1975 г.) (рис. 5), главе американской маркетинговой кампании EPOI (Ehrenreich Photo Optical Industries), который способствовал победам Никона, не только в Штатах, но и на всех прочих фотографических пространствах. Эйренрайх имел незыблемый авторитет в фото кругах. Он досконально знал профессиональный рынок, много работал с фотожурналистами, выясняя их пристрастия или антипатии к тем или иным моделям камер. Новые изделия часто давались им профи на обкатку, или даже дарились. К сожалению Canon F1, к моменту своего появления, таких мощных покровителей ещё не имел.
рис. 4. Мощный модульный проект Canon F1
Тем временем борьба на рынке pro-систем продолжалась. Никон уже держал в позиции «низкого старта» камеру третьего поколения Nikon F3. Кенон и Пентах, не желавшие отступать ни на шаг, готовили свои сюрпризы: Canon F1 N (или Canon F1 New, не путать с механической моделью Canon F1n) и Pentax LX. О камере Pentax LX мы планируем большой отдельный материал, поэтому сейчас останавливаться на ней не будем. Итак, начало 80-х ознаменовалось выпуском сразу трёх, без преувеличения, великолепных, pro-систем: Canon F1 N (1981г.) (рис. 6), Nikon F3 (1980г.) (рис. 7) и Pentax LX (рис. 8) (1980г.) которые навсегда останутся памятниками лучшим SLR камерам до автофокусной эры.
рис. 5. «Крёстный отец» Никона Джозеф Эйренрайх
Десятилетний срок эксплуатации механической модели Canon F1 позволил разработчикам разобраться в том, что при проектировании модели было лишь гипотезой. Конструкторы прототипа Canon F1N активнейшим образом использовали обратную связь с репортёрами и фотомастерами, ставшими фанатами Canon F1, учитывая их критику и пожелания. Кроме того, Кенон набирался электронного опыта, создавая успешные и хорошо продаваемые электронные камеры любительского уровня: Canon AE-1 (1976 - 85 г.), Canon AV-1 (1979 - 85 г.), Canon A-1 (1978 – 87) г. и др. Особое место в этом ряду занимает отличная системная камера Canon A-1 (рис. 9), которую позиционировать как любительскую даже не ловко. Ей мы в последствии так же посвятим большой рассказ.
Концепция камеры Canon F1 New
Справедливости ради, надо заметить, что механический Canon F1 был, не заслуженно обойдён вниманием. Это одна из самых продуманных и внушительных конструкций. Один только его корпус содержит около 10000 деталей. Для F1 было изготовлено около 180 аксессуаров, включая взаимозаменяемые видоискатели и фокусировочные экраны, моторный привод и задник на 250 кадров.
Его приемник, новый Canon F1 N был официально представлен и поступил в продажу в 1981 г. Он полностью унаследовал модульные принципы построения своего предшественника, приобретя при этом совершенно иные качества. Несколько загадочным выглядит, название камеры, практически созвучное с механическим предшественником. Возможно, разработчики таким способом пытались реабилитировать брэнд «Canon F1», так и не ставший серьёзным конкурентом Никону F2.
Модульный проект – ключевая идея новой системы F1 N. Возможность того или иного экспозиционного режима зависит от комплектации камеры. При использовании сменного пентапризменного видоискателя «Finder FN» (стандартная комплектация), доступен мануальный режим, или режим приоритета выдержки. При использовании сменного видоискателя «AE Finder FN» - мануальный режим, или режим приоритета диафрагмы. При подключении моторного привода или вайндера, доступен режим приоритета выдержки, вне зависимости от установленной пентапризмы.
Canon F1 N был в то время единственной профессиональной моделью, которая обеспечивала режим приоритета выдержки. Ни Nikon F3, ни Pentax LX таких способностей не имели. Бесспорно, без этого режима не обойтись спортивному фотографу. С другой стороны, для прочих работ наиболее востребован режим приоритета диафрагмы. Такая функциональная всеядность Canon F1 N, несомненно, вызывает первоначальные восторги, пока не выяснится, что за дополнительную призму «AE Finder FN», дающую Вам возможность работать с приоритетом диафрагмы, надо было выложить ещё 250 - 300$. Но обо всех недостатках и преимуществах мы ещё поговорим.
С помощью смены фокусировочных экранов, можно преобразовывать способ экспозамера, делая его средневзвешенным, селективным, или точечным. И хотя смена экрана дело хлопотное (рис. 10), всё равно, возможность измерения «точкой» давало Canon F1 N явные преимущества перед Nikon F3 и Pentax LX, обладавших способностью только средневзвешенного замера. Среди SLR-камер Canon F1 N стал лидером spot-измерения. Этот режим только через два года (в 1983 г.) показал Йошигиса Мэйтани, в своём великолепном механическом Olympus ОМ-3, правда переход к точечному экспозамеру у него осуществляется мгновенно.
рис. 10. Замена экрана на Canon F1 N
В противоположность Никону, Кенон избрал для своей новинки, на первый взгляд, более универсальную схему решения конструкции затвора камеры. Если у Nikon F3 это чисто электромагнитный затвор, с одной лишь механической выдержкой, на случай выхода из строя питания, то у Canon F1 N затвор комбинированный, могущий работать в электромагнитном и механическом режимах. Высокими скоростями затвора управляет механика (от 1/90 до 1/2000 сек.), в то время как электроника управляет более низкими скоростями.
рис. 11. Верхняя панель Canon F1 N
рис. 12. Пентапризменный видоискатель «AE Finder FN»
Корпус Canon F1 N изготовлен из алюминиевого сплава методом точного литья. Причем макет его был очень тщательно просчитан на компьютере, с целью определения механически ослабленных мест, которые после оптимизации конструкции, специально усиливались. Отделка отливки велась на специально разработанных станках – программных автоматах, обеспечивающих микронную точность при механической обработке. Например, точность при сверлении была удвоена, по сравнению с механической моделью F1 и доведена до +/- 0,02 мм. Другое усовершенствование - использование лазерной сварки вместо заклепок, в механизме затвора.
рис. 13. Оптическая структура видоискателя «AE Finder FN»
Чтобы предохранить сложную электронику F1 N от вибрации и влажности, в конструкции используются всевозможные резиновые и пластмассовые уплотнения. Все электронные узлы расположены на одной печатной плате, наглухо залиты эпоксидной смолой. После полной сборки камера подвергалась жестоким многочасовым климатическим (-30 град. C - + 60 град. C) и механическим испытаниям*.
* Примечание. Надо заметить, что Nikon F3 испытывался при более жёстких условиях - 50 град. C - + 50 град. C, показывая при этом чудеса работоспособности, разумеется, исключая ЖКД.
Топология органов, расположенных на верхней панели механического Canon F1, прекрасно себя зарекомендовала, поэтому было решено сохранить её подобие и на новой камере, учтя некоторые пожелания пользователей (рис. 11). Камера получила более сглаженные очертания и улучшенную ухватистость, благодаря утолщению под захватом правой руки.
рис. 14. Структуры матовой поверхности экранов
Оптические новшества внутри камеры
В отличие от Nikon F, Кенон избрал иную конструктивную структуру. Его измерительная система и вся электроника её обеспечивающая, находятся в корпусе камеры, а не в сменных пентапризмах.О линейке сменных видоискателей мы ещё поговорим. А пока, рассмотрим только одну новинку: пентапризменный видоискатель «AE Finder FN» (рис. 12). Эта разработка Кенона, достойна специального рассказа. Прибор очень не прост – буквально букет новаций. В видоискателе Вы можете видеть шкалу гальванометра, стрелка которого показывает скорость затвора, когда камера находится в режиме приоритета диафрагмы. Технически гораздо проще бы было поместить шкалу гальванометра (шкалу скоростей затвора) в верхней части видоискателя. Однако после целой серии исследований, было решено перенести её вниз, поскольку такая позиция менее отвлекает от главных событий в поле видоискателя. Эта переориентации шкалы потянула за собой целую вереницу дополнительных зеркал и оборачивающих призм (рис. 13). Видоискатель имеет окошко ADR (Aperture Direct Readout) (рис. 12) и систему линз и зеркал (рис. 13) для прямого считывания действующего значения диафрагмы с оправы новой серии объективов FD.
рис. 15. Клинья Додена в новой интерпретации
Для Canon F1 N изготовили два новых ярких фокусировочных экрана, матирование поверхности которых выполнено с помощью лазера. Эффект превзошёл ожидания. Благодаря новой технологии «лазерные» экраны получились на 20% ярче всех прочих экранов из многочисленной комплектации Кенона (рис. 14). «Лазерные» экраны поглощают гораздо меньшее количество света, чем обычные, сделанные из матового стекла, структура которых получена обычной пескоструйной обработкой. Изображение, полученное с помощью новых экранов, на много облегчает фокусировку, особенно при работе с «подслеповатыми» объективами. Когда же Вы используете оптику профессионального класса, картинка выглядит просто сияющей.
Из 32 сменных фокусировочных экранов для Canon F1 N, семь оборудованы новой системой фокусировочных клиньев, которые обеспечивают максимально строгую наводку на резкость. К недостаткам обычной структуры клиньев Додена относится трудность оценки резкости по малоконтрастным, текстурным поверхностям, у которых отсутствуют чёткие контуры. Находка состоит в том, что новые фокусировочные клинья имеют переменный угол наклона (рис. 15). При положении противостоящих клиньев близком к правильному фокусу, разность их крутизны получается максимальной, что в свою очередь обуславливает яркую границу для правильной наводки. Кроме того, эта система точной фокусировки годится и для «полуслепых» объективов. Как известно обычная структура клиньев Додена становится чёрной, когда используются объективы с малым относительным отверстием.
Экспозиционные режимы
Мануальный
Самый необходимый режим для людей творческих, использующих автоматику камеры лишь для подтверждения своих интуитивных ощущений и опыта. Ручные установки доступны при использовании любого сменного видоискателя. Если Вы желаете сверить свои установки с «мнением» камеры, слегка надавите кнопку спуска затвора, стрелка гальванометра немедленно укажет Вам правильную апертуру, с точки зрения электроники камеры, с учётом скорости затвора, светочувствительности пленки и яркости объекта. Кружком на шкале отмечена та апертура, которую установили Вы (рис. 16). Установленная выдержка индицируется в окошке под шкалой гальванометра.
Режим приоритета выдержки
Режим доступен при использовании любого сменного видоискателя и используется чаще всего при съёмке динамичных сюжетов для «замораживания движения». Задавая нужную скорость затвора, что особенно важно при использовании длиннофокусной оптики, телеконверторов или моторной высокоскоростной протяжки плёнки, Вы автоматически получаете от камеры необходимую апертуру. Для установки режима приоритета выдержки необходимо выбрать нужную скорость затвора, а апертурный барабан объектива поставить в положение «А» (рис. 17). Кружок на шкале за ненадобностью исчезнет, а стрелка укажет ту апертуру, которую автоматически отработает камера. Установленная выдержка индицируется в окошке под шкалой гальванометра.
рис 17. Режим приоритета выдержки
Режим приоритета диафрагмы
Наиболее востребованный режим, но как мы уже отмечали выше, он доступен только при использовании сменной пентапризмы «AE Finder FN», которая, к сожалению, в стандартную комплектацию не входит и приобретается отдельно. При работе с этим видоискателем врежиме приоритета диафрагмы, лимб выдержек необходимо установить в положение «А», при этом информационное поле сдвигается вниз, под фокусировочный экран. Теперь стрелка гальванометра укажет установленную камерой выдержку, в ответ на выбранную Вами диафрагму, которая индицируется в окошке, справа от шкалы гальванометра (рис. 18). Значение диафрагмы считывается с оправы объектива (только для объективов New FD). Если установлены объективы предыдущих версий, то значения апертуры в видоискателе Вы не увидите.
рис. 18. Режим приоритета диафрагмы
Видоискатель «AE Finder FN» может стать универсальным и в считанные секунды переключиться в режим приоритета выдержки (рис. 19). Для этого нужно чтобы к камере был подключён моторный привод, или автовайндер (о приборах моторной группы для Canon F1 N мы расскажем ниже). Если Вы попытаетесь попробовать перейти в режим приоритета выдержки без этих устройств, камера напомнит Вам о забывчивости, заблокировав затвор.
рис. 19. «AE Finder FN» в режиме приоритета выдержки
Выбор режима индикации
Селектор режима индикации расположен на задней части верхнего моста, под рулеткой обратной перемотки (рис. 20). Когда он установлен в положение «NORMAL», измеритель функционирует, пока Вы чуть прижимаете кнопку спуска. В положении «HOLD» Вы видите индикацию измеренного значения в течение 16 секунд с момента прижатия кнопки спуска. В положении «LIGHT» шкала индикации измерения будет подсвечиваться в течение 16 секунд. Индикация и подсвет автоматически отменяются, сразу же после срабатывания затвора.
рис. 20. Селектор режима индикации
Режимы экспозамера
Фокусировочный экран в камере New F-1, кроме своего основного назначения, имеет другую очень важную функцию, с его помощью определяется зона экспозамера. Каждый из 13 типов взаимозаменяемых экранов имеет разновидности, обеспечивающие возможность того или иного типа экспозамера. Все экраны имеют модификации для центровзвешенного и селективного измерения (12 %). Шесть из тринадцати, кроме того, имеют варианты с возможностью точечного экспозамера (3 %) (рис. 21). Таким образом, общее количество фокусировочных экранов для New F-1 составляет 32 шт. При желании изменить режим экспозамера, Вы должны установить соответствующий фокусировочный экран из Вашего арсенала.
рис. 21. Режимы экспозамера: 1 – средневзвешенный; 2 – селективный (12 %); 3 - точечный (3%)
Не вдаваясь в глубины оптических построений, заметим, что селективность зоны замера определяет специально созданная оптическая структура каждого экрана. Замер происходит в торце экрана (рис. 22) и осуществляется он с помощью кремниевого фотодиода SBC (Silicon Blue Cell), имеющего массу преимуществ перед сернисто-кадмиевыми фоторезисторами CdS, которые использовались в модели Canon F1.
рис 22. Оптическая схема экспозамера
Кремниевые фотодиоды SBC обладают гораздо большей интегральной чувствительностью; высокой стабильностью; малой инерционностью, в 1000 раз меньшей, чем CdS; линейной зависимостью холостого хода от освещённости во всём рабочем диапазоне; отсутствием световой усталости; температурной стабильностью; малыми размерами. Спектральная чувствительность фотодиодов SBC простирается от 300 до 1200 нм, с максимумом на 640 нм. (синий цвет). Для работ с этими измерителями в области синего света используют специальные светофильтры, собственно по этому SBC диод и называют «голубым» (SBC - Silicon Blue Cell). SBC – диод конструктивно привязан к корпусу камеры, а не призмы и расположен точно в створе фокальной плоскости аппарата (рис. 22).
Использование этого нового сенсора позволило значительно расширить диапазон чувствительности экспонометра: 1 – 20 EV (ASA 100, 50mm f/1.4). Если Вы помните, чувствительность экспонометра Canon F1 находилась в пределах 3 – 18 EV.
Устройство гибридного (электронно-механического) затвора (рис. 23).
Затвор Canon F1 N - шторно-щелевой, с горизонтальным движением шторок в фокальной плоскости. Шторки практически вечны, поскольку сделаны из титановой фольги. Высокие скорости затвора от 1/2000 до 1/125, 1/90 сек. (синхронизация вспышки) и «B» обеспечиваются механическим устройством выдержек (рис. 24), в то время как малые скорости формируются электромагнитным устройством затвора, управляемым электроникой камеры. Это утверждение справедливо, когда Вы используете штатный видоискатель «Finder FN» и работаете в режиме приоритета выдержки.
рис. 23. Логика устройства гибридного затвора Canon F1 N
С видоискателем «AE Finder FN», при работе в режиме приоритета диафрагмы, все скорости затвора будет обеспечивать только электроника, при этом самая высокая скорость затвора составляет лишь 1/1000 сек. В режиме приоритета выдержки (когда к камере подключён моторный привод, или автовайндер), работа с видоискателем «AE Finder FN» аналогична работе со штатной пентапризмой «Finder FN».
рис. 24. Устройство механических выдержек
В отсутствии питания, при любом видоискателе, возможна съёмка в мануальном режиме с механическими скоростями затвора от 1/2000 до 1/125, 1/90 сек. (синхронизация вспышки) и «B». Чтобы добраться до этой технологической возможности, необходимо изъять из батарейного отсека истощённую, или замёрзшую батарею. При этом активизируется устройство разрешения механической работы затвора. Если «мёртвая батарея» остаётся в своём «гнезде», механика затвора работать не будет. К сожалению, электроника гарантирует более точное отсекание скоростей, чем механическое устройство выдержек. Кроме того, кнопка спуска затвора в механическом варианте достаточно туга.
рис. 25. Кнопка спуска затвора
Когда Вы работаете в обычном режиме (с питанием), кнопка спуска затвора очень податлива и не требует никаких усилий. Её окружает кольцо, которое можно установить в одно из трёх положений «A», «L» и «S»:
«A» - нормальное рабочее положение для спусковой кнопки
«L» - кнопка спуска затвора заблокирована
«S» - положение для действия автоспуска, при взведённом затворе, его срабатывание произойдёт через 10 сек, после нажатия спусковой кнопки.
Окончание следует.
Б.Бакст