Форматные камеры
(окончание)
При всех рассмотренных нами выше подвижках «rise» и «shift», плоскость фотослоя при съёмке оставалась строго перпендикулярной оптической оси объектива.
Каких результатов можно достичь, управляя углом между оптической осью объектива и кассетной частью камеры?
1. Увеличение глубины резкости без диафрагмирования.
Как мы уже говорили, при съемке протяженных в глубину объектов с близких расстояний (вспомните море цветов у Ваших ног) глубина резкости объектива часто оказывается недостаточной для того, чтобы четко изобразить всё пространство. Пользуясь камерой жесткой конструкции, в этом случае выйти из положения невозможно.
Например, при макросъемке линейки, поставленной наискось (рис. 1), глубина резкости при относительном отверстии f/6,8 будет составлять лишь 2 см (рис. 1а). Задиафрагмировав объектив до f/ 22, ГРИП можно увеличить вдвое, т. е. до 4 см (рис. 1б). При этом необходимая выдержка возрастает в 16 раз. Если объект неподвижен, это не имеет существенного значения, но, если он в движении, съемка становится невозможной.
Придав кассетной части определенный уклон, можно при тех же условиях и при открытом объективе f/6,8 увеличить глубину резкости до 20 см (рис. 1в), или в десять раз по сравнению с первым случаем (рис. 1а).
По сравнению со вторым случаем это дает шестнадцатикратное уменьшение выдержки и пятикратное увеличение глубины резкости. С помощью диафрагмы глубину резкого изображения можно увеличить еще больше.
рис. 1. Макросъемка линейки, поставленной наискось
Как объяснить такое на первый взгляд странное явление?
Отрезок G1 (рис. 2) — это расстояние от дальней точки объекта АС до объектива (т. е. плоскости, проходящей через оптический центр объектива, перпендикулярно его оси), отрезок В — расстояние от объектива до фокальной плоскости (плоскости фотоматериала). В рассматриваемом примере точка объекта А расположена на 10—12 см ближе к объективу, чем точка С. Различные расстояния до ближней и дальней точек G1 и G2 для сохранения резкости изображения требуют и различных расстояний до изображения (В1 и В2).
Снимая камерой жесткой конструкции, мы наводим резкость на точку объекта, отстоящую от объектива несколько ближе, чем среднее расстояние между ближней и дальней точками, а для того чтобы получить резкое изображение всего объекта, прибегаем к диафрагмированию. Максимум достижимой глубины резкости определяется фокусным расстоянием объектива.
Управляя гибкими связями форматной камеры, мы ломаем эти ограничения при помощи наклона матового стекла (рис. 2). Наводка на резкость при этом делается по правой дальней точке объекта С, после чего матовое стекло отклоняется до такого положения, пока не станет резкой и левая, ближняя точка объекта А. При этом все промежуточные точки также будут изображены резко, так как ориентация объекта теперь соответствует уклону фокальной плоскости. Таким образом, отклонив кассетную часть камеры в направлении, обратном расположению объекта, мы добились необходимой глубины резкости без диафрагмирования. Благодаря этому может быть выбрана более короткая выдержка, или же глубина резкости может быть продлена за пределы объекта. Наклонив объективную доску в обратную сторону, глубину резкости можно увеличить еще в два раза.
рис. 2. Увеличение глубины резкости без диафрагмирования, за счет уклона кассетной части
2. Исправления перспективных искажений (падающие линии при архитектурной съемке и др.) возможны не только при использовании подвижек «rise» или «shift» (подъем – опускание или сдвиг кассетной и объективной частей), но и с помощью их наклонов «tilt» или поворотов «swing». В большинстве же случаев приходится использовать комбинации этих подвижек.
Для того чтобы углы зданий на снимке были вертикальными, матовое стекло аппарата также должно стоять вертикально. Но съемка в большинстве случаев ведётся с земли (рис. 3A). При этом на снимке получается слишком обширный передний план, а верх здания уходит вверх, за кадр. Чтобы получить изображение всего здания, нужно направить аппарат вверх (рис. 3B), тогда фокальная плоскость отклоняется от исходного положения, и вертикальные линии здания на снимке передаются сходящимися.
Передвинув вверх объективную доску, можно снять здание полностью, если оно не очень высокое, и завала при этом не получится (рис. 3C). При поднятой объективной доске, запрокинутой камере и наклоненной под определенным углом кассетной частью, завала не будет, но на снимке выйдет только верх здания (рис. 3D).
рис. 3. Съемка высокого здания с низкой точки
Применив широкоугольный объектив, можно снять здание целиком, но опасность завала при этом будет еще больше, чем при использовании нормального объектива. Малейшее отклонение камеры от горизонтального положения вызывает резкое схождение линий. Отдалив точку съемки (если этому не мешают соседние дома, узость улицы или площади), мы получим на снимке изображение здания без сходящихся линий, но оно будет очень мелким. Давайте систематизируем возможности уклонов и поворотов объективной доски и кассетной части.
Четыре подвижки «tilt»: уклоны объективной доски или кассетной части.
В качестве объекта съёмки выбран всё тот же куб, но уже без бруска, прежде находившегося перед ним (рис. 4). Оптическая ось объектива наклонена под 45 гр. к горизонту и находится в створе с осью симметрии объекта съёмки. Все регулировки на камере установлены в «0». Фокусировка производится по верхней передней грани куба.
рис. 4. Оптическая ось объектива наклонена под 45 гр. к горизонту и находится в створе с осью симметрии объекта съёмки.
Все регулировки на камере установлены в «0». Фокусировка производится по верхней передней грани куба.
Результат (рис. 4) - изображение совпадает с центром негатива. Верхняя передняя грань куба, будучи близко расположенной к объективу, выглядит увеличенной. Она получилась наиболее резкой. Поскольку расстояния от задней верхней и передней нижней граней куба до фокальной плоскости одинаковы, на изображении они так же равны. При этом вся конструкция имеет нормальную неискажённую перспективу.
рис. 5. Результаты съёмки при отклонениях вперёд и назад объективной доски или кассетной части
Рис. 5А – Отклоним кассетную часть (заднюю стенку) назад таким образом, чтобы передняя плоскость куба, обращённая к объективу, потеряв перспективные искажения, превратилась в квадрат. Это становится возможным, когда расстояния от передней верхней и нижней граней куба до кассетной части камеры будут равными (вспомните рассуждения, связанные с примером на рис. 2).
Примечание. Имея дело с наводкой и фокусировкой по матовому стеклу, мы наблюдаем зеркальное, перевёрнутое изображение. Это касается всех наших иллюстраций. Поэтому при отклонении верхней части кассетной стенки назад, на рис. 5А увеличивается в размерах нижняя передняя грань куба. Абстрактные рассуждения на эту тему кажутся запутанными, поэтому берите камеру и пробуйте, всё станет гораздо понятнее.
Поскольку все точки передней плоскости куба теперь равноудалены от фокальной плоскости, она получилась идеально резкой, верхняя же плоскость куба имеет нормальную неискажённую перспективу и убывающую с расстоянием резкость.
Рис.5B – Дадим теперь кассетной части обратный уклон – вперёд. Будем наклонять её до тех пор, пока верхняя грань куба не примет форму квадрата. Теперь расстояния от передней и дальней верхних граней куба до кассетной части камеры равны. Перспектива фигуры стала неестественной. С ней произошли метаморфозы похожие на предыдущий случай, с той разницей, что верхняя плоскость куба получилась идеально резкой, поскольку все её точки равноудалены от фокальной плоскости, а передняя плоскость имеет нормальную неискажённую перспективу и убывающую вниз резкость.
Рис. 5С – Восстановив нейтральное положение кассетной части, начнём отклонять назад объективную доску. Поскольку расстояние от всех точек объекта до кассетной части остаётся неизменным, в геометрии его изображения по сравнению с рис. 5А никаких изменений Вы не увидите.
Подвижки объективной доски, при нейтральном положении кассетной части, вызывают эффект аналогичный использованию tilt - объективов с камерами жёсткой конструкции. Сохраняя композицию, Вы можете регулировать глубину резко воспроизводимого пространства по своему усмотрению. Отклоняя объективную доску, Вы управляете уклоном плоскости фокусировки, максимально приближая его к углу наклона нужной плоскости объекта. И, хотя, эти плоскости всё равно будут пересекаться, это уже будет происходить под гораздо меньшим углом, позволяя получить максимальную ГРИП при меньших значениях апертуры.
В примере рис. 5С плоскость фокусировки стремиться стать параллельной передней плоскости куба, в результате чего её резкость явно увеличивается, а резкость верней плоскости с расстоянием явно падает.
Рис. 5D - Уклон объективной доски вперёд увеличивает глубину резкости верхней плоскости, а резкость передней плоскости куба с расстоянием падает.
Вы наверно уже почувствовали, что, комбинируя уклоны объективной доски и кассетной части, можно добиться неискажённого и резкого изображения всего объекта. Конечно, для этого нужен практический опыт.
Четыре подвижки «swing»: вращение вокруг вертикальных осей
объективной доски или кассетной части.
Операции с этими подвижками мы будем делать с помощью той же камеры, уложенной на бок. Объект съёмки – прежний. Оптическая ось объектива наклонена под 45 гр. к горизонту и находится в створе с осью симметрии объекта съёмки. Разница в том, что корпус самой камеры повёрнут теперь относительно прежнего положения оптической оси (рис. 4) на 90 гр. На рис. 06 вид камеры сверху. Все регулировки на камере установлены в «0». Фокусировка производится по верхней передней грани куба.
рис. 6. Камера используется в «лежачем» положении.
Оптическая ось объектива наклонена под 45 гр. к горизонту и находится в створе с осью симметрии объекта съёмки.
Все регулировки на камере установлены в «0». Фокусировка производится по верхней передней грани куба.
Результат (рис. 6) – не удивительно, что изображение ничем не отличается от результата, полученного на (рис. 4).
Метаморфозы формы начинаются при вращении кассетной части.
Рис. 7А. Отклоним левую сторону кассетной части назад. Расстояния от точек передних правой и левой граней куба до фокальной плоскости при этом меняются. Левая грань сильно уменьшилась (помните, что изображение инвертировано на матовом стекле). Чем больше мы развернём левую сторону кассетной части назад, тем более утрированной будет перспектива. Иногда, для достижения замысла, такой эффект бывает очень выигрышным.
Из-за конструктивных особенностей данной камеры, при повороте кассетной части наблюдается небольшое её смещение вправо, отчего и изображение объекта также несколько сдвигается вправо (рис. 7А).
рис. 7. Результаты съёмки поворотов относительно вертикальной оси объективной доски или кассетной части.
Рис. 7B. При отклонении правой стороны кассетной части назад, мы получаем точно такой же эффект (зеркальный). При обоих вариантах поворота кассетной части заметно некоторое снижение резкости на увеличенной грани куба. Это можно легко исправить диафрагмированием или соответствующим уклоном объективной доски.
Рис. 7С. Восстановив нейтральное положение кассетной части, начнём отклонять назад левую сторону объективной доски. Её вращение на перспективе объекта никак не отразиться, поскольку расстояние от всех точек куба до кассетной части остаётся постоянным. Изменяется резкость передней и верхней плоскостей куба, выливаясь в локальные зоны повышенной резкости. Это произошло из-за того, что угол между плоскостью фокусировки и плоскостями объекта увеличился.
Рис. 7D. Аналогичные эффекты возникают при отклонении назад правой стороны объективной доски.
Мы рассмотрели лишь классические возможности подвижек форматных камер в их чистом виде. На практике, для разных ситуаций, гибкость конструкции аппарата стараются использовать полностью, комплексно управляя всеми его потенциалами.
Обратимся лишь к ограниченному числу бесконечных примеров, чтобы немного прикоснуться к возможностям кухни форматной съёмки.
Как справиться с натюрмортом?
Задача: достоверно передать «бакалейную» композицию (рис. 8). Камера расположена чуть выше объекта, оптическая ось наклонена примерно под 30 гр. к плоскости стола и направлена в центр композиции.
рис. 8.Как справиться с натюрмортом?
Рис. 8А – все регулировки установлены в позицию «0».
Рис. 8В - Первое регулирование. Для того чтобы композиция заняла центральную часть кадра, и горлышко бутылки не было отрезано, опустим кассетную часть. Желательно, чтобы головка сыра на переднем плане была бы ещё ближе к нижнему обрезу кадра, но мы попробуем исправить это на следующих этапах коррекций.
рис. 9. Трансформации натюрморта
Рис. 9А - Очередная подвижка должна вернуть бутылку, которая при прошлом перемещении явно завалилась влево (рис. 8В) в вертикальное положение. Для этого мы отклоняем кассетную часть назад. При этом головка сыра на переднем плане несколько вырастает в размерах. Зато задний план (бутылка и разрезанный сыр) при такой подвижке расфокусированы.
Рис. 9B - На следующем этапе нам необходимо обеспечить необходимую резкость всей композиции. Для этого прибегнем к повороту объективной доски. Вращаем её вправо. Поворот на перспективе композиции не отразиться, поскольку расстояние от всех точек предметов до кассетной части остаётся неизменным, за то будет меняться угол между плоскостью фокусировки и плоскостями предметов натюрморта. В какой-то момент мы достигнем желаемого распределения резкости (рис. 9B).
Затем диафрагмируем объектив до f/22 и получаем окончательный результат (рис. 9С).
На рис. 10 показана окончательно выстроенная позиция форматной камеры перед натюрмортом на столе. Обратите внимание на то, как круто развёрнут вправо передний фронт камеры, для получения оптимального фокуса на бутылке, хлебе и круглом сыре.
рис. 10. Окончательно выстроенная позиция форматной камеры перед натюрмортом на столе.
Обратите внимание на то, как круто развёрнут вправо передний фронт камеры, для получения оптимального фокуса на бутылке, хлебе и круглом сыре.
Как убрать нежелательные предметы и отражения при съёмке интерьеров?
Каким образом можно снять шикарный интерьер апартаментов Луи XV в музее Metropolitan, в Нью-Йорке (рис. 11) с помощью форматной камеры (рис. 12)?
Интерьер - это камин с зеркалом, которое располагается над ним, каминные часы, подсвечники и пр. При фронтальной съёмке (рис. 11А) часть этого великолепия может быть закрыта нижними элементами огромной люстры, и что самое главное в зеркале может быть отражение камеры и фотографа.
рис. 11. Апартаменты Луи XV в музее Metropolitan, в Нью-Йорке
Если установить аппарат сбоку, отражение и люстра уходят (рис. 11В), но при этом теряется желательный фронтальный эффект, формы предметов искажаются.
Для получения неискаженного изображения интерьера без отражения аппарата в зеркале, его устанавливают сбоку (рис. 11С), объективную доску приводят в положение, параллельное плоскости зеркала и сдвигают влево. Под таким же углом устанавливают кассетную часть, сдвинув её вправо. При этом люстра уходит из кадра влево и не загораживает сюжет.
Как управлять дисторсией?
рис. 12. Один из типов форматной камеры
Для рекламы часто приходится снимать предметы с верхней точки, чтобы снимок показывал не только общий вид, скажем, коробки или упаковки, но и ее содержимое. Съемка с верхней точки, помимо того, придает снимку пластичность и объем.
Например, посуда, снятая сбоку, выглядит плоской, непривлекательной (рис. 13A). Наклонив переднюю часть аппарата с объективом, можно «заглянуть» внутрь посуды. При такой точке съемки получится пластичное, но в значительной степени искаженное изображение предмета, так как его вертикальные линии будут расходиться; предмет кажется из-за этого как бы распадающимся (рис. 13B).
Можно пойти другим путём: опустить объективную доску (рис. 13C), но при этом перспектива недостаточно выразительна.
Если объективную доску, сдвинутую вниз, наклонить вперёд, а кассетной части придать обратный уклон, появиться возможность «заглянуть в рюмку», не искажая её геометрии (рис. 13D).
Любая попытка втиснуть трёхмерный объект в двумерное изображение неизбежно вызывает дисторсионные искажения того или иного рода. Дисторсия, исправленная в одной части изображения, неизбежно вызывает искажения в другой его части.
рис. 13.Съемка предметов с нижней точки, с общей горизонтали и с верхней точки
Рассмотрим ещё один конкретный пример (рис. 14). Натюрморт, снятый с верхней точки. Это книга в старинном кожаном переплёте и лежащий перед ней апельсин.
Оптическая ось объектива наклонена примерно под 40 гр. к горизонту и находится в створе с осью симметрии композиции.
Если все подвижки камеры установлены в «0», апельсин, находящийся на переднем плане на изображении выглядит вполне достоверно (рис. 14А), за то в изображении книги мы получаем два вида искажений:
- книга приобретает трапециевидную форму, с гранями, сходящимися вниз,
- её корешок заметно наклонён влево.
рис. 14. Как управлять дисторсией?
Попробуем исправить ситуацию, используя комбинацию подвижек:
- отклонение кассетной части назад возвращает корешку книги вертикальное положение, при этом нижний и верхний обрезы книги мы делаем равными
- вращением левой стороны кассетной части назад, можно добиться «разворота» переплёта и придания ему естественной прямоугольной формы (рис. 14В).
Подвижки кассетной части естественно приводят к неизбежной расфокусировке. Для того чтобы свести её к минимуму:
- отклоняем объективную доску назад, стремясь уменьшить угол между плоскостью фокусировки и плоскостью переплёта
- поворачиваем объективную доску влево. Её вращение на перспективе натюрморта не отразиться, поскольку расстояние от всех его точек до кассетной части остаётся постоянным. Будет меняться лишь резкость композиции. Выберем оптимальный угол поворота и задиафрагмируем объектив (рис. 14В).
Чего же мы достигли, используя гибкость конструкции аппарата? Если книге нам удалось придать пристойные формы, то апельсин, о котором мы при этом не вспоминали, превратился в дыню. Какие же выводы из этого можно сделать? Все иллюстрации неизбежно содержат дисторсии. Фотографу нужно умело манипулировать с построением сюжета и возможностями камеры, чтобы получить эффектный результат.