рис. 1. Горизонтальная гармошка Vollenda Августа Нагеля с объективом Leitz Elmar
Помимо чрезвычайно популярного узкоплёночного формата 24х36 мм, который вызвала к жизни в 1925 году Leica, огромным успехом в начале 30-х пользовался окончательно забытый сегодня формат 3х4 см. Своему рождению формат обязан появлению в те годы роликовой плёнки 127-типа, которая давала возможность получить 16 негативов 3х4 см. на её рулоне. Помимо аппаратов рассматриваемого формата 3x4, роликовая плёнка 127-типа использовалась для камер с кадровым окном 4х4 и 4х6,5. Тип плёнки 127 оказался очень жизнеспособным. В малых количествах она выпускается по сей день, правда в России Вы её не найдёте. Небольшая катушка 127-типа позволяла сделать конструкцию камер формата 3х4 плоской. Складные же модели с системой распорок и выдвижной объективной частью вообще соответствовали карманным габаритам (рис. 1). Модели формата 3х4 см. были весьма разнообразны и представляли все категории цен. Несмотря на то, что, в конечном счете, перфорированная пленка 35 мм. всё же победила, камеры формата 3х4 успели в своё время завоевать достаточную популярность. Только в Германии в 30-х годах их было выпущено около десятка. О нескольких моделях мы расскажем в нашей статье.
рис. 2. Реклама Pupille из немецкого журнала «Photo Woche» от 22 сентября 1931 г.
Одной из самых знаменитых и дорогих немецких камер формата 3х4 была метражка Pupille (другое название «Rolloroy») Августа Нагеля (Dr. August Nagel-Fabrik für Feinmechanik) (см. примечание 1). Выпускался Pupille с объективами Leitz Eimar 5cm f/3.5; Schneider Xenon f/2; Xenar f/2.9 или f/3/5 (рис. 2). В качестве центрального затвора аппарата использовался Compur Декеля с набором скоростей Т, В, 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/300 сек. Безусловным раритетом в этой группе является позолоченный Pupille (рис. 3) с отделкой корпуса красной кожей и объективом Schneider Xenon 5cm f/2. По какому поводу изготовили эту камеру не известно. Камеры Pupille выпускались в период с 1931 по 1935 г. Их конструкция базировалась на ранней разработке Нагеля (1930 г.), которая называлась Ranca. Среди моделей Pupille были и сравнительно недорогие аппараты формата 3х4 с дешёвой оптикой собственного изготовления Nagel Anastigmat 5cm f/4.5 и простыми затворами Pronto, Ibcor и др. (рис. 4). Кроме того, в эти годы (1931) Нагель сделал горизонтальную клапп-камеру формата 3x4 «Vollenda» (рис. 01), оборудованную объективом Leitz Elmar 5cm f/3.5 и затвором Compur с набором скоростей Т, В, 1 - 1/300 сек. И «Pupille», и «Vollenda», благодаря их популярности остались в производстве даже тогда, когда предприятие Нагеля перешло во владение немецкого Кодака «Kodak AG».
рис.3 Дорогой позолоченный Pupille в красной коже с объективом Schneider Xenon 5cm f/2.
Примечание 1. Август Нагель в своё время возглавлял объединение «Contessa-Nettel AG», которое входило в состав «Zeiss Ikon AG». Позже, в 1928 г, Нагель приобрёл собственное дело и создал предприятие «Dr. August Nagel-Fabrik für Feinmechanik», где успешно строил различные пластиночные и плёночные фотокамеры. Оптикой он занимался мало и использовал в основном покупные объективы. В ноябре 1931 г. отделение немецкого Кодака «Kodak AG» покупает в Штутгарте предприятие доктора Августа Нагеля. Отныне объединение называться «Kodak AG, Dr. Nagel-Werk Stuttgart». В новом объединении Август Нагель стал членом правления, руководителем и генеральным конструктором нового для немецкого Кодака производства фотокамер. Собственно первая, чрезвычайно популярная малоформатная «Kodak - Retina», увидевшая свет в июне 1934 г, своим появлением обязана именно ему.
рис. 4. Ординарная модель Pupille
Другая известная камера формата 3х4 это Mentor Dreivier (рис. 5). Её конструкция миниатюрна и легка. Название аппарата свидетельствует о его немецком происхождении. Оно гравировано на передней части основания камеры. Mentor Dreivier выпускали на предприятии Mentor-Kamera-Fabrik немецкой компании Goltz & Breutmann, Dresden (см. примечание 2). Первый Dreivier появился в продаже в 1931 г. О том, что этот аппарат благородных кровей свидетельствует его отделка и оснащение. Корпус камеры, обтянутый кожей выглядит очень элегантно. Аппарат снабжен отличным цейсовским Тессаром 5cm f/3.5 и центральным затвором Compur с набором скоростей Т, В, 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/300 сек.
Примечание 2. Компания Goltz & Breutmann, Dresden была основана в 1898г. Гюго Генрихом Брейтманом и его торговым агентом Францем Гольцем в Берлине. Она была достаточно известна своими клапп (складными) - камерами «Mentor». В 1906 г. компания меняет адрес и переезжает в Дрезден (рис. 06). Предприятие компании, периодически меняя хозяев, работало достаточно активно, как до Второй Мировой, так и после неё. В 1972 г. компания стала государственным предприятием ГДР, а 1980 г. она влилась в комбинат Pentacon и полностью растворилась в нём.
рис. 5. Mentor Dreivier 3х4
Среднеформатная, лёгкая, маленькая и очень желанная.
Малый диаметр (19 мм.) катушки пленки типа 127 позволял создать камеру формата 3х4 небольшого размера. Как правило, высота этих конструкций не превышает 6 см, а длина 10 см. Причём фотолюбитель отдавал предпочтение складным моделям, благодаря их карманному формату в сложенном состоянии. Оптические кампании живо откликнулись на запросы изготовителей камер нового формата, предлагая им самую разнообразную оптику. Как правило, верхняя категория цен распространяется на аппараты, оборудованные 4-х - 6-ти линзовыми объективами. Carl Zeiss делал к топ-моделям 3x4 Тессары f/2,8 и f/3,5, а также Biotar f/2. Schneider предлагал свои Xenar и Xenon, некоторые производители аппаратов 3x4 оснащали свои дорогие модели изделиями Leitz Elmar.
рис. 6. Реклама одной из многочисленных камер Mentor в русском журнале «Фотографические новости» 1914 г.
В качестве центральных затворов почти все немецкие производители использовали конструкции Vario, Pronto, Prontor и Compur. Устройство видоискателей, в зависимости от конструкции камеры и её сложности очень разнообразно, от простых рамочных видоискателей до оптических в жестком или складном исполнении.
Существует «двуглазая» TLR-камера 3х4 Pilot Reflex (рис. 7), изготовленная дрезденской кампанией KW Kamerawerkstatten Guthe & Thorsch (см. примечание 3). Конструкция аппарата не совсем обычна, она непривычно плоская. Камера имеет выдвигающуюся объективную доску, которая фиксируется в рабочем положении распорками. В качестве съёмочного объектива используются Xenar f/2.9, f/3.5; Tessar f/2.8, f/3.5 или Biotar f/2. Очевидно, что с помощью такого аппарата можно делать лишь снимки горизонтального формата. С этим значительным неудобством Pilot Reflex явно пасовал перед классическими зеркалками с квадратным кадровым окном 4х4 или 6х6. TLR-камеры формата 3х4 не завоевали симпатий и были скоро забыты.
рис. 7. TLR-камера 3х4 Pilot Reflex
Примечание 3. KW Kamerawerkstatten Guthe & Thorsch – немецкая компания, основанная в 1919 г. Фридрихом Паулем Гуте и Бенно Бернхардом Торшем. Основное направление деятельности – разработка и производство плоских малогабаритных раскладных камер. В 1931 г. инженерами Guthe & Thorsch создана первая зеркальная камера Pilot Reflex формата 3x4 и 4x6,5. В послевоенные годы KW Kamerawerkstatten Guthe & Thorsch национализирована, а 8 января 1959 г. вместе со своими предприятиями вливается в концерн Pentacon.
рис. 8. Единственная немецкая камера формата 3x4 со щелевым фокальным затвором Foth-Derby (I)
Единственная немецкая конструкция формата 3x4 со щелевым фокальным затвором это Foth-Derby (I) (рис. 8) и ее модификация Foth-Derby (II), изготовленная компанией C.F. Foth & Co., Berlin (см. примечание 4) в 1931 г. Затвор аппарата имеет диапазон выдержек от 1 до 1/500 сек. Видоискатель камеры – оптический, телескопический. Derby (оригинал), на базе которого создавался Foth-Derby, выпущенный в 1930 г, использовал плёнку 127-типа, но имел кадровое окно 24х36 мм.
Модели Foth-Derby (I/II) могут быть оборудованы различными типами оптики, от объективов собственного изготовления Foth Anastigmat 5cm. f/ 3,5 или Foth 5cm. f/ 2,5 до Leitz Eimar 5cm f/3.5. Модификация Foth-Derby (II) отличалась лишь наличием автоспуска. Выпускались роскошные модели Foth-Derby (I/II) с отделкой коричневой крокодиловой кожей. Существовал прототип камеры Foth-Derby со встроенным дальномером. Он исчез вместе с самой компанией во время Второй Мировой.
рис. 9. Реклама Klein-Ultrix из немецкого журнала «Photo Woche» от 22 сентября 1931 г.
Примечание 4. C.F. Foth & Co., Berlin – небольшая немецкая компания, занимавшаяся изготовлением фотокамер и оптики к ним. Существовала до Второй Мировой войны.
Малоформатная камера Klein-Ultrix, одна из моделей 3x4 от Ihagee Kamerawerk, Steenbergen & Co., Дрезден (рис. 09) (о компании Ihagee наш читатель наверняка наслышан из публикаций по истории Экзакты). Ultrix оборудован убирающимся объективом, который имеет достаточно большой резьбовой ход для выдвижения и приведения его в рабочее состояние. Малыш, «крушащий» на рекламе (рис. 09) аппарат Klein-Ultrix, символизирует его незначительные габариты и простое обслуживание.
рис 10. Реклама миниатюрной Certo Dolli
рис 11. Роскошная, обтянутая зелёной кожей, тщательно сделанная камера 3х4 Certo Dolli Deluxe
Несколько высококачественных малогабаритных камер формата 3х4 выполнены в середине 30-х годов немецкой кампанией Certo Camera-Werk, Dresden-Zschachwitz (см. примечание 5). Во-первых, это миниатюрные Certo Dolli (рис. 10) и Dolli Vest Pocket. Certo Dolli выпускалась со всевозможными вариантами оптики (f/2.9, f/3.5 или f/4.5) и затворов (Vario, Pronto или Compur). Особой редкостью от Certo считается роскошная, обтянутая зелёной кожей, тщательно сделанная камера 3х4 Certo Dolli Deluxe (рис. 11).
рис 12. Вертикальная гармошка 3х4 «Pinette»
Примечание 5. Certo Camera-Werk, Dresden-Zschachwitz – очень известный немецкий производитель самых разноплановых фотокамер и объективов «Certar». Certo основано и зарегистрировано в 1901 г. Альфредом Липпертом и Карлом Пеппелем как «Peppel & Lippert, Fabrikphotographischer Apparate» (завод фотоаппаратуры). Компания более всего известна по многочисленному довоенному и послевоенному семейству дальномерных камер «Dollina». Среди коллекционеров необыкновенной удачей считается хотя бы увидеть одну из ранних вертикальных «гармошек» компании «Damen-Kamera», стоимость которой на аукционах в середине 90-х прошлого столетия доходила до 15000$. В послевоенные годы Certo занималась производством среднеформатных аппаратов 6х6 (Certo-Six, Certo-Phot, Certo-matic и др.). В 1980 г. Certo Camera-Werk поглотил комбинат VEB Pentacon.
рис. 13. Реклама компакт-камеры 3х4 Makinette
Не остался в стороне старейший мощный немецкий производитель фототехники Balda-Werk (Max Baldeweg GmbH), Dresden (см. примечание 6). В 1930 г. он представил вертикальную гармошку 3х4 «Pinette» (рис. 12). Камера оснащалась телескопическим видоискателем. В качестве объектива использовались мееровские Trioplan 5cm f/2.9 или f/3.5. Затвор - Compur, со скоростями Т, В, 1 -1/300 сек.
Примечание 6. Balda-Werk (Max Baldeweg GmbH), Dresden существует с 1908г. Основал предприятие Max Baldeweg. Известно множество раскладных и компакт-камер этого производителя, среди которых встречаются и дальномерки и метражки. В середине прошлого столетия компания распадается на разного рода объединения и товарищества и, в конце концов, исчезает со сцены.
рис 14. Kolibri 3х4 от Zeiss Ikon
В 1931 г. сын основателя фирмы «Plaubel & Co, Frankfurt» (см. примечание 7) Goetz Schrader спроектировал компакт-камеру 3х4 Makinette (рис. 13). Камера имеет выдвигающуюся объективную доску, которая фиксируется в рабочем положении распорками. Конструкция отличается особо точным исполнением. Шеф Plaubel, Гюго Шрадер, создал специально для Makinette четырёхлинзовый объектив Anticomar 5cm f/ 2,7 Позже, с 1934 г, Makinette стали комплектовать светосильным объективом Supracomar 4,5cm f/2. В качестве затвора в камере использовался Compur, со скоростями Т, В, 1 -1/300 сек.
Примечание 7. Plaubel & Co, Frankfurt основал Гюго Шрадер в 1902 г. Более всего компания прославилась своими среднеформатными камерами Makina и объективами Anticomar и Supracomar. В 1975 г. Plaubel & Co. была продана японской компании Kimio Doi.
рис 15. Korelle 3х4, изготовленная компанией Kochmann, Kamerafabrik, Dresden
С 1930 по 1935 г. Zeiss Ikon производил компактную камеру 3х4 Kolibri (рис. 14). Её безошибочно можно узнать по необычному расположению складного визира на узкой стороне камеры. К аппарату прилагалась специальная отворачивающаяся ножка для придания ему устойчивости в вертикальном положении (рис. 14). При покупке Kolibri следует обращать внимание на присутствие в комплекте этой ножки, в противном случае коллекционная цена Вашего приобретения сильно пострадает. Kolibri может быть оснащена затвором Telma, объективами Novar 5cm f/4.5 или f/3.5. В другом варианте, с затвором Rim-Compur – его оснащение: Tessar 5cm f/3.5 или f/2.8. Существует модель «Nacht- Kolibri» (ночной Kolibri), с Компуром и Биотаром f/2.0. Kolibri имеет великолепную отделку. Она может быть обтянута чёрной или коричневой кожей. Тубусы объективов полированные, хромированные.
Штатив-подставка другой немецкой камеры 3х4 Korelle (рис. 15) складной. Он составляет неотъемлемую часть конструкции. Korelle изготовлена в 1933 г. компанией Kochmann, Kamerafabrik, Dresden (см. примечание 8). Это метражная камера может быть оборудована разнообразными объективами, с различными сочетаниями затворов Vario или Compur.
Примечание 8. Компания Kochmann, Kamerafabrik, Dresden, основанная Францем Кохманом, существовала с 1919 г. Наиболее известны её среднеформатные плёночные и пластиночные гармошки. В предвоенные годы Kochmann изготовил несколько SLR моделей 6х6 с фокальным затвором. Война прекратила существование компании.
рис 16. Миниатюрная клапп-камера Megor формата 3х4
Знаменитая оптическая компания Hugo Meyer, Gorlitz, которая наверняка известна нашему читателю своими объективами, также не устояла перед искушением и выпустила в 1931 г. миниатюрную клапп-камеру Megor, формата 3х4, оснащённую объективами собственного производства Trioplan 5cm f/3.5 или f/4/5 (рис. 16) и затвором Vario со скоростями Т, В, 1/25 – 1/100 сек. Видоискатель аппарата рамочный, складной.
Французские и японские копии немецких камер 3х4.
Не смотря на то, что в самой Германии интерес к формату 3х4 к началу 40-х годов практически остыл, за её пределами, в Европе и Японии приверженцев этого формата оставалось много. Французское фотопредприятие Lumiere & Cie в Лионе с 1938 по 1946 г. изготовляло высококачественные складные камеры 3х4 Elax и Elax II, с фокальным щелевым затвором, имеющим максимальную скорость 1/1000 сек. Derby, копия немецкой Foth-Derby в различных модификациях выпускалась французской компанией Usines Gallus, Courbevoie с перерывом на годы войны, с 1939 по 1952 г.
рис 17.Французская метражка со щелевым фокальным затворомLynx I, изготовленная парижской кампанией Pontiac
Pontiac из Парижа с 1948 по 1953 г. делал метражки со щелевым фокальным затвором Lynx I (рис. 17) и Lynx II. Модели имеют незначительные отличия и попадаются в полированном алюминиевом или в чёрном корпусе с объективом Berthiot Flor 50mm f/2.8. Роскошные метражки Super Lynx I /II со щелевым фокальным затвором и съёмной оптикой, отделаны чёрной эмалью и благородной кожаной оклейкой. Для них выпускались объективы 50 mm лейковского типа Flor f/2.8, или f/3.5. Редко встречается Sacem Hexar f/2.0. Эпидемия интересного формата не обошла и японских конструкторов. Предприятие Asahi Optical Works (не путать с Asahi Kogaku, прародительницей Пентакса) выпустило в 1932 г. простенький Asahi-go формата 3x4. Компания Konishiroku Kogaku, больше знакомая нам как Konica, с 1934 по 1946 г. выпускала вертикальную гармошку 3х4 Baby Pearl, снабжая её объективами Hexar или Optar 50 mm f/4.5. Можно назвать ещё около десятка японских подражаний немецким оригиналам 3х4, но, к сожалению достойных изображений этих аппаратов найти не удалось.
Позиционирование кадра при перемотке плёнки 127-типа для формата 3х4.
Для многих аппаратов 30-х годов, особенно клапп-камер с центральным затвором, операции взвода затвора и перемотки плёнки к очередному кадру были автономны. Надо было постоянно находиться начеку, чтобы не получить повторной экспозиции на уже отснятый кадр. При протягивании пленки, правильное её позиционирование для следующей экспозиции осуществлялось самым примитивным способом: по цифрам, напечатанным на защитном ракорде, которые надо было читать сквозь красные светозащитные окошки на задней крышке камеры. Плёнки 127-типа маркировались этими цифрами главным образом для общепринятых тогда форматов 4х4 и 4х6,5. При использовании такой плёнки для камер формата 3х4, для получения 16-ти экспозиций приходилось прибегать к разного рода ухищрениям. Скорее всего, именно эти трудности повлияли на охлаждение интереса снимающей публики к формату 3х4.
рис 18. Камера Puck для формата 3x4
Но была и другая причина. В 1932 г. немецкое объединение Agfa AG, Filmfabrik Wölfen предложило конструкцию кассеты для перфорированной плёнки 35 мм, рассчитанную на получение 36 кадров (24х36). Впоследствии эта идея воплотилась в стандарт для малоформатных камер. Первые конструкции кассеты делались из картона, затем из листового металла, и, наконец, из пластика.
Массовое производство кассет подобного рода (теперешний 135-тип) началось в 1934 г, после выхода в свет первой камеры Retina Августа Нагеля, который состоял к тому времени на службе в немецком отделении Кодака «Kodak AG, Dr. Nagel-Werk, Stuttgart». Аппарат, сразу же, после первых дней продаж стал невероятно популярен. Главным достоинством, при отменном качестве, была доступность Ретины. Среди узкоплёночных пионеров: Лейки и Контакса, она была самой демократичной камерой, аппаратом для всех. Цена Retina (оригинал) в 1934 г. составляла лишь треть стоимости Leica Standard (75 имперских марок). При полном формате кадра 24х36 мм, аппарат был настоящей малюткой 120x75x35 мм. (в сложенном состоянии). Retina стала первенцем в мире любительских камер, использующим стандартные плёночные кассеты, идею которых предложила Agfa AG, Filmfabrik Wölfen.
Бесспорное удобство этой новации практически полностью погасило интерес снимающей публики к формату 3х4. Многие немецкие производители немедленно отреагировали на этот конъюнктурный поворот и переориентировали своё производство на камеры прогрессивного 35 мм. формата. Но были и более стойкие немецкие компании, которые остались верными формату 3х4 до начала 50-х. Так компания Eugen Ising, Bergneustadt изготовляла свою камеру Puck для формата 3x4 (рис. 18) до 1951 г. Это объединение больше известно как производитель штативов и аксессуаров для фото, хотя среди её изделий было несколько фотокамер. Puck 3х4 был представлен на Лейпцигской ярмарке в 1948 г. Это была метражная камера с телескопическим видоискателем. Как правило, Puck оснащался объективами Trinar (Rodenstock) 4,5cm f/3.5 или Cassar 50mm f/2.8 и затвором Prontor, со скоростями 1 – 1/250 сек.
Б. Бакст