Автофокусные Микро-Никкоры
рис. 1. AF Micro-Nikkor 55mm f/2.8
AF Micro-Nikkor 55mm f/2.8
Первый AF - макрообъектив Никона обеспечивает увеличение 1:1, без использования каких-либо подручных средств, обладая при этом хорошим для «макро» апертурным диапазоном f/2.8 - 32. Никаких элементов внутренней фокусировки объектив не имеет. Максимальное увеличение 1:1 объектив даёт при полном удлинении тубуса, приобретая неуклюжий вид(рис.1). При полном растяжении, как уже отмечалось выше, все подобные автофокусные конструкции имеют ощутимый люфт переднего вытянутого оптического блока. Кроме того, барабан ручного фокуса по ширине больше похож на обручальное кольцо. Словом, настоящий уродец.Но всё это ничуть не умаляет его оптических достоинств. Объектив обеспечивает резкость ещё большую, чем мануальная версия, правда, быстро теряя её с уменьшением апертуры за границей f/11.
AF Micro-Nikkor 60 mm f/2.8 и AF Micro-Nikkor 60 mm f/2.8 D
Ранняя версия этого автофокусного зума (1989 г.) (рис. 2) не наделена D – функцией (передача данных о дистанции до объекта), что впрочем, никак не сказывается на его оптических прелестях. Гораздо менее приятным моментом является минимальная дистанция съёмки - 70 мм, на которой объектив даёт увеличения 1:1. Нетрудно догадаться, что с расстояния 7см. снимать крайне не удобно, а иногда и не возможно (имеются в виду крупные планы всяческой живности).
рис. 2. Ранняя версия автофокусного зума AF Micro-Nikkor 60 mm f/2.8
ВерсияAF Micro-Nikkor 60mm f/2.8 D (1993 г.) (рис. 3) уже избавлена от этого недостатка и позволяет работать с максимальным увеличением 1:1 с расстояния 219мм. Оба варианта объектива используют схему частичной внутренней фокусировки и посему не требуют в режиме максимального масштаба двойного «растяжения» объектива, AF 60mm f/2.8 Micro удлиняется лишь на 23 мм. Наилучшие показатели резкости оба объектива имеют в диапазоне апертур от f/5.6 до f/11.
рис. 3. ВерсияAF Micro-Nikkor 60mm f/2.8 D (1993 г.)
AF Micro-Nikkor 105 mm f/2.8 D (рис. 4)
гораздо крупнее и тяжелее своей ручной версии, да и оптическая схема у него иная. В 105mm f/2.8 Micro AF используется технология CRC (Close Range Correction - система коррекции фокусировки на близких расстояниях). Как автофокусный телеобъектив он великолепен. В отличие от мануального 105mm f/2.8 Micro, автофокусная версия способна давать масштаб изображения 1:1, без каких-либо подручных средств. Однако, как не раз уже отмечалось, универсальность не всегда идёт на пользу оптическим качествам, т.е. тому, что в первую очередь характеризует объектив. По резкости объектив превосходит ручную версию лишь на больших отверстиях и достигает оптимальной остроты при диафрагме f/5.6, поддерживая её примерно до f/11. При дальнейшем уменьшении отверстия все прелести заметно начинают меркнуть. Ручная же версия сохраняет свои качества и при меньших отверстиях диафрагмы, что в первую очередь необходимо для макро. Для достижения больших увеличений, скажем до 1.6X, можно использовать удлинительное кольцо PN -11.
рис. 4. AF Micro-Nikkor 105 mm f/2.8 D
AF-S VR Micro-Nikkor 105mm F2.8G IF-ED (рис. 5)
Это последний «писк», вершащий торжество никоновских оптотехнологий. Чего только не запихнули в его сияющую оболочку. О начале продаж новинки было объявлено совсем недавно, в феврале 2006 г. До России он если и доехал, то в единичных экземплярах. Ни один дилер, хорошо ориентирующийся в фототехнике, не рискнёт взять этот малопонятный конгломерат без конкретного заказа. Правда в Сети Ru есть несколько продавцов, торгующих этим «чудом» по средней цене $1000, но как выяснилось, они тоже работают под заказ. Относиться к этим продавцам надо внимательно, товар может оказаться «серым». В этом случае Вы напрочь лишаетесь всех долговременных фирменных обязательств. Кстати, всё сказанное о покупке в Сети, распространяется и на цифротехнику, которой, как показала практика, ох как нужна гарантийная защита. Покупка фототехники за границей также лишит Вас гарантийных прав в России.
AF-S VR Micro-Nikkor 105mm F2.8G IF-ED – первый (мне думается, что он станет и последним) в Мире макрообъектив, оборудованный системой понижения вибрации (VRII). Поскольку большинству читателей этот объектив мало знаком, дословно процитирую его краткое описание из одного глянцевого российского фотоиздания:
«Универсальный средний телеобъектив для портретной съемки и съемки мелких предметов. Объектив, использующий подавление вибраций (VR) в области макрофотографии, обеспечивает получение снимков с максимальным оптическим качеством и разрешением, как для цифровых, так и для 35 мм зеркальных фотокамер. В объективе используется второе поколение систем подавления вибраций Nikon (VR II), которое позволяет использовать при съемке с рук выдержки на 4 ступени длиннее, чем при съемке без нее (по тестам компании Nikon). Мотор SWM (Silent Wave Motor) и система IF (внутренняя фокусировка) обеспечивают бесшумную и очень быструю фокусировку, а также моментальное переключение между автоматической и ручной фокусировкой. Оптическое качество объектива улучшено благодаря использованию элемента из стекла ED (Extra -low Dispersion), уменьшающего хроматические аберрации и нано-кристаллического просветляющего покрытия (Nano Crystal Coat)*, радикальным образом подавляющего блики и переотражения, и обеспечивающего четкие изображений с тончайшей проработкой».
* Примечание: Возможно, кто-то из читателей более информирован, мне пока не очень понятен принцип этого волшебного просветления.
рис. 5. AF-S VR Micro-Nikkor 105mm F2.8G IF-ED
В этом шикарном функциональном наборе, на мой взгляд, процентов 70 совершенно не нужных потребительских уловок. Во-первых, для каких серьезных работ может понадобиться макрообъектив, не имеющий внешнего управления диафрагмой (если кто-то забыл, об этом говорит индекс «G»)? Ведь, как правило, все «камерные» режимы программной автоматики при макроработах – бессмысленны. Чаще всего как раз используются режимы «А» – приоритета апертуры и «М» – ручной. Кроме того, отсутствие ручного управления диафрагмой не позволяет использовать этот новодел в тандеме с лучшими никоновскими камерами прошлых лет.
Во-вторых, режим вибростабилизации VR или VR II можно ещё как-то оправдать при работе мощными телевиками с рук. Да и здесь мало кто рискнёт на ответственной съёмке работать без штатива. В нашем случае, это, несомненно, ничем не оправданная ценовая нагрузка на легковерного, располагающего средствами потребителя. Введение этой функции ещё больше ослабляет пластиковую механику автофокусного объектива, ограничивает его наработку на отказ, и уж никак не улучшает его оптических качеств (в состоянии покоя). Работа при отверстиях f/16 - f/32 – обычное дело для макросъёмки. Здесь необходима вспышка, часто штатив. Вибростабилизация тут как-то на уместна.
Достоинства объектива: полная внутренняя фокусировка IF, неподвижность переднего оптического блока и, несомненно, отличная картинка, которая могла бы стать, наверное, ещё лучше, если бы все усилия и средства разработчиков были направлены не на технические рекламные уловки, а по прямому назначению.
рис. 6. Единственный в мире фототехники истинный макрозум AF Zoom Micro-Nikkor 70-180 mm f/4.5 - 5.6 D ED
AF Zoom Micro-Nikkor 70-180 mm f/4.5 - 5.6 D ED (рис. 6) первый и, наверное, единственный в мире фототехники макрозум (истинный макрообъектив), исправленный для крупноплановой съёмки во всём диапазоне фокусных расстояний. Конструкция зума 2-х кольцевая, с очень удобными широкими кольцами. Это уникальное устройство имеет восемнадцать оптических элементов в четырнадцати группах и может фокусироваться во всём диапазоне зумирования от бесконечности до дистанции 0.37 м, обеспечивая при этом увеличение 1:3,2 при 70 мм, до 1:1,3 при 180 мм. При использовании стандартной насадочной линзы Nikon № 6T, возможна съемка в масштабе 1:1 (фокусное расстояние 180 мм). Девятилепестковая диафрагма обеспечивает практически круглое апертурное отверстие, способствуя естественной передаче объектов, находящихся вне фокуса. Линза из стекла со сверхнизкой дисперсией эффективно устраняет хроматическую аберрацию, обеспечивая высокое разрешение и контраст.
Примечание: При использовании матричного или центровзвешенного замера экспозиции при сопряжении объектива с камерами серии F4, диск коррекции экспозиции для фокусировочных экранов на видоискателе DP-20, следует установить в положение «-1/2».
Важнейшее достоинство макрозума – способность свободно оперировать композицией кадра, не меняя позиции камеры. Часто, особенно на пленере, трудно позиционировать камеру, тем более закреплённую на штативе, не возмущая сюжет. Ещё большей оперативности способствует подвижный хомут со штативным креплением, охватывающий тубус объектива.
Самый большой недостаток объектива – его цена. В момент выхода в свет (1997 г.) он стоил около $1100. Сегодня он редкость и, мне кажется, стоит дороже.
Длиннофокусные микро-никкоры
Это группа самых удобных и желанных макрообъективов. Все они обладают массой положительных свойств и безупречными оптическими характеристиками. Правда у них есть общий недостаток – высокая цена. Макрообъективы с фокусным расстоянием 200 мм. помимо Никона, есть ещё у 2-х ведущих производителей: Canon FD 200mm f/4.0 Macro и Pentax A 200mm f/4.0 Macro (1:1). Они столь же безупречны, и по праву, включены в ряд лучших оптических приборов Кенона и Пентакса.
рис. 7.Micro-Nikkor 200 mm f/4 IF
Micro-Nikkor 200 mm f/4 IF (рис. 7)
чрезвычайно резкий мануальный макро объектив. Вооружённый системой IF, он может быть сфокусирован, не меняя своей внешней геометрии, от бесконечности до половины натуральной величины 1:2 (на расстоянии близкой фокусировки 0,71 м.). Для получения масштабов 1:1, Никон предлагает использовать его с телеконверторами ТС-301 или ТС-201. На практике, при таком сочетании, тандем получается настолько неуклюжим, что им становится трудно пользоваться. Да и не рассчитан этот великолепный инструмент для очень мелких работ, с которыми успешно справляются короткофокусные макрообъективы. Его основное достоинство – большая дистанция камера – объект, при очень хорошем для макросъёмки увеличении и отличном качестве картинки, практически во всём диапазоне апертур, что особо выделяет этот объектив в семействе микро-никкоров.
На всякий случай (вдруг захочется запечатлеть муравьиный глаз размером с пятак) ношу с собой стандартную насадочную линзу Nikon № 4T. Она даёт такой же эффект, как ТС-301, не снижая светосилы, правда и не улучшая картинку. Для внесения в систему минимума аберраций, насадочную линзу Nikon № 4T, рекомендуется устанавливать в обращённой позиции. Это касается не только 200 mm f/4 Micro-Nikkor IF, но и всех прочих макрообъективов. Для такой вывернутой установки можно использовать любые подручные средства: от фирменного адаптера 52/52 мм, до короткого отрезка тонкостенной трубки, со сплошной наружной резьбой 52 мм.
Почему инверсия линзы дает лучшее качество? Предположительно это можно объяснить следующим образом. Все макрообъективы спроектированы таким образом, что делают проекцию объекта на светочувствительный материал, абсолютно плоской, т. е. они дают изображение одинаковой резкости по всему полю, как в центре, так и по краям кадра. Другими словами, они очень хорошо исправлены от всевозможных аберраций.
Насадочные линзы Nikon, в первую очередь рассчитаны для использования с обычными (не макро) объективами. Ахроматические двухэлементные насадочные линзы Nikon № 4T благодаря подбору радиусов кривизны стёкол спроектированы таким образом, чтобы с гарантией обеспечить в тандеме с обычным объективом удовлетворительную резкость в пределах значительных углов. Вероятно в сочетании с макрообъёктивом, исправления, вносимые двухэлементной насадочной линзой, становятся «чрезмерными». Поэтому её перевёрнутая позиция предпочтительней. Эта гипотеза (не моя) хорошо подтверждается практикой. Попробуйте сами.
рис. 8. Так работает Micro-Nikkor 200 mm f/4 IF с большой дистанции
Первая версия Micro-Nikkor 200 mm f/4 IF (AI) появилась в 1978 г. Его оптический проект с девятью элементами в шести группах оказался очень успешным. Пережив ещё одну конструктивную модификацию (AIs) в 1982 г, не коснувшуюся оптики, объектив благополучно производится по сей день. Последний его вариант в отличие от раннего, оборудован подвижной съёмной муфтой со штативным гнездом. У объектива есть глубокая встроенная выдвижная бленда. Расстояние ближней фокусировки объектива 710 мм, вполне располагает к работе с обычными, не кольцевыми вспышками. Очень удобно широкое фокусировочное кольцо, с прекрасным масляным никоновским ходом. Глубина фокусировочного хода 270 градусов. Эта сухая цифра мало, что скажет тому, кто сам не ощутил удобство такой тонкой фокусировки.
Объектив прекрасно оправдывает звание телевика и с успехом может использоваться, как портретник. Только благодаря его дальнозоркости, мне удалось запечатлеть эту диковинную лилию, не залезая по пояс в воду (рис. 8).
рис. 9. AF-Micro-Nikkor 200 mm f/4 IF ED
AF-Micro-Nikkor 200 mm f/4 IF ED (рис. 9)
автофокусный вариант макротелевика высочайшего класса. Одно из основных достоинств объектива - максимальное увеличение 1:1 с расстояния 0,5 м. Прибор оборудован очень устойчивым штативным устройством, с возможностью вращения на 360°. Оптическая схема - 13 элементов в 8 группах. Второй и третий элементы схемы - стекло ED. Оптическое качествоAF-Micro-Nikkor 200 mm f/4 IF ED между f/4 и f/16 не имеет аналогов в семье автофокусных объективов, однако на меньших отверстиях он начинает вести себя, как и все его автофокусные собратья. Его характеристики одинаково хороши на длинных или коротких дистанциях. Использование технологии внутренней фокусировки IF исключает изменение линейных размеров конструкции в любом положении фокусировки. В оптическом проекте объектива используется технологии CRC. Автофокусировка несколько тяжеловата, даже с камерами Nikon F4 / F5.
А вот для макроработ он приспособлен гораздо хуже, чем его мануальный собрат. Объектив гораздо крупнее и намного тяжелее ручного объектива (1200 г. против 800). Его фокусировочный барабан достаточно широк для ручной работы, но вот его ход составляет лишь 90 градусов (против 270 на MF – объективе), что не очень комфортно при точной наводке на резкость. Правда, это справедливо лишь при наводке со штатива. При работе с рук гораздо удобней манипулировать не фокусировочным кольцом, а перемещением камеры относительно объекта вдоль оптической оси. Словом, это первоклассный автофокусный телеобъектив. Но для макроработ для меня предпочтительней мануальный Micro-Nikkor 200 mm f/4 IF.
Освещение
При натурных съёмках единственный вариант изменить естественное освещение - скорректировать его с помощью отражателей и рассеивателей, заполнив теневые участки или подчеркнув плохо освещенные детали. Правда нет никакой гарантии, что в следующий момент сюжет сохранит нужную позицию или не изменится световая ситуация. Яркий солнечный свет совсем не обязателен. Даже в унылый, пасмурный день можно добиться хороших результатов, поскольку мягкий рассеянный свет позволяет в полной мере передать насыщенность цвета, правда это справедливо лишь для съёмок с умеренным увеличением, где не требуется сильно закрывать отверстие диафрагмы. Во всех случаях крупноплановой съёмки, без вспышки не обойтись. Кроме того, вспышка помогает «заморозить» движение объекта. Вообще в макросъёмке без неё никуда.
рис. 10. Лёгкая кольцевая вспышка Vivitar 5000.
В мобильном варианте, особенно с объективами диапазона 100 мм, с моей точки зрения, нет ничего лучше лёгкой кольцевой вспышки Vivitar 5000 (рис. 10). Вспышка работает всего от 2-х пальчиковых батарей и не имеет системного блока, давящего на камеру. Использовать её надо в мануальном режиме (есть и автоматический, не TTL). Необходимая диафрагма для всех экспозиционных ситуаций рассчитывается предельно просто (см. статью «Билет в Страну дремучих трав», ФотоКурьер №15-16, авг. 2003 г.). В крайнем случае, можно воспользоваться флешметром.
рис. 11. SB-29S в роли TTL - макровспышки.
К тяжёлой артиллерии можно отнести – TTL макровспышки SB-21 /29 /29S (рис. 11). Часто их ошибочно называют кольцевыми, но это не так. Конструктивно они представляют собой приборы, имеющие два отдельных излучателя, располагающихся по обе стороны объектива, которые возможно ориентировать в любом положении вокруг него. Вспышки можно сконфигурировать таким образом, чтобы работал один из двух излучателей, или оба, с одинаковой или разной интенсивностью*.
* Примечание: Все подробности, касающиеся устройства и назначения перечисленных моделей Вы можете узнать их книжки Б. Бакста и И. Бажана «Никон, как тебя понимать? Вспышки и аксессуары Nikon» (Библиотека «ФотоКурьера»). Напомню только один момент: Для работы с цифрой адаптирована только модель SB-29S.
Конструктивно SB-29 /29S выполнены таким образом, что их блоки излучателей можно использовать как макровспышку (рис. 11), или укрепив их на корпусе системного блока превратить в обычную TTL – вспышку (рис. 12).
рис. 12. SB-29S в роли обычной TTL - вспышки
Освещение в макросъёмке – фактор решающий. Порой следует поступиться эффектным увеличением объекта, чтобы получить его естественное восприятие. Увеличение 1:1, как уже говорилось раннее, вызывает массу технических трудностей, особенно на пленере, где трудно, а порой не возможно, не нарушив интимности момента, организовать постановочное освещение:
- рис. 13. – хорошая передача естественного объёма при дневном освещении, увеличение 1:2;
- рис. 14.- тот же цветок при освещении кольцевой вспышкой, масштаб 1:1.
рис.13
рис. 14. При близком расположении кольцевой вспышки к объекту, в масштабе съёмки 1:1,
без специальных приёмов, трудно добиться передачи естественного объёма
Как видите, во втором случае, без дополнительных усилий, рисунок получается плоским. Поэтому при использовании кольцевой вспышки, подобной Vivitar 5000, рекомендуется заклеивать (пластырем, изолентой и т.п.) часть излучателя. У TTL - макровспышек SB-21 /29 /29S для этих целей существует редуктор, перераспределяющий интенсивность излучателей.
И, наконец, самый радикальный метод – использование обычной мощной согласованной TTL – вспышки. Но для неё понадобится отдельный штатив. Непосредственно на горячий башмак камеры её можно ставить лишь с макробъективами 200 мм. При этом очень желательно использовать софт-бокс или молочный рассеивающий пластиковый купол, надетый на излучатель. Хочется отметить, что возможность автономно разместить вспышку, при любом объективе, всегда будет выигрышной.
рис. 15. Для плоского ракурса бабочки достаточно было закрыть апертуру до f/8
рис. 16. Такая позиция объекта, для обеспечения достаточной глубины резкости, требует минимальных отверстий диафрагмы
Почему выгодна мощная вспышка, ведь на первый взгляд, при естественном освещении она играет роль заполняющей вспышки? Не забывайте о глубине резкости, которая на крупном плане мизерна. Если для плоского ракурса бабочки (рис. 15) достаточно было закрыть апертуру до f/8, то для следующей позиции насекомого (рис. 16), её пришлось завернуть до f/22, при этом вспышка SB-24 выдала полную мощность, это было видно её по мигающему красному индикатору. Правда, второй снимок (рис. 16) был сделан с большего удаления, примерно 1 – 1,5м, поэтому вспышке пришлось выложиться полностью. (В обоих случаях использовались: Nikon F4S +Micro-Nikkor 200 mm f/4 IF + вспышка SB-24, в режиме TTL, режим синхронизации вспышки «REAR»**. Приоритет диафрагмы. Режим замера экспозиции – матричный).
** Примечание: Не все камеры способны работать со вспышками в этом режиме. В положении «REAR» обеспечивается синхронизация вспышки при моменте начала закрытии затвора, т.е. по задней шторке. Это действие обратно функции «NORMAL», где вспышка активизируется, когда кадровое окно полностью открывается. Большинство камер F4/4s/4e/5 и т. п. устроены таким образом, что «нормальная» синхронизация возможна для них только на скоростях затвора от 1/60 до 1/250 сек. Даже если условия освещения требуют меньших скоростей затвора, чем 1/60 сек, камера не будет реагировать на эту необходимость, и в режиме «NORMAL» Вы получите классическую недодержку. С камерами, поддерживающими функцию «REAR», в любом режиме съемки кроме «М», синхронизация по второй шторке дает возможность при использовании вспышки TTL точно экспонировать кадр в очень широком диапазоне скоростей затвора от 30 секунд до 1/250 секунды. В макросъёмке на пленере это особенно важно для нормальной проработки заднего плана. Работать в режиме «REAR», естественно, нужно со штатива и только с неподвижным объектом. Если Вы предвидите активность объекта, сделайте несколько страховочных дублей.
рис. 17. Оснастка Novoflex для макросъёмки
рис. 18. Оснастка Novoflex для макросъёмки
Вспомогательное оборудование
Помимо огромного количества фирменных аксессуаров, которые выпускаются основными производителями для нужд макросъёмки: насадочные линзы, удлинительные кольца и мехи и т.п., многие независимые производители для этих целей делают свои, необычные приборы. Особенно плодовита в этом смысле немецкая фирма Novoflex Präzisionstechnik GmbH, возможно знакомая читателю по нашим ранним публикациям. Она выпускает множество самых неожиданных макромелочей, начиная от собственных макровспышек, адаптированных под все известные фотосистемы, до штативов, штанг и всевозможных держателей (рис. 17, 18).Поскольку тема аксессуаров достаточно развита в литературе о макросъёмке, мы ограничимся лишь упоминанием о мало известном у нас Новофлексе.
Нравственный аспект
Существует великолепная и доступная в русском переводе книга англичанина Престона - Мефема К. «Фотографирование живой природы», изд. «Мир» (доступной она стала лишь сегодня, в момент ее выхода свет, в 1982 г, на чёрном рынке мне пришлось отдать за неё половину месячной зарплаты). В предисловии, к её русскому изданию, одним из авторов которого является, уважаемый мэтр российского фотослова А.В. Шеклеин, говорится (цитирую дословно): «...абсолютным критерием поведения фотографа должна стать безопасность природы во всем ее многообразии. Эта важнейшая мысль пронизывает всю книгу Престона-Мэфема. Автор убежден, что даже совершенно уникальный снимок не может служить оправданием гибели животного или редкого растения. Не только преступник-браконьер, но и вполне «законный» охотник, видящие природу сквозь призму наживы или азарта, никогда не смогут стать истинными мастерами фотоохоты, которая предполагает «всего лишь» активное созерцание природы. Однако и самая, казалось бы, безобидная фотосъемка, производимая неопытным или незнающим фотографом, может нанести невосполнимый ущерб окружающей среде. Это вызовет усиление фактора беспокойства, в результате которого птица покинет гнездо с насиживаемой кладкой, или «расшифровку» убежища животного для хищника или браконьера. В азарте съемки фотограф-любитель может вытоптать окружающие растения, что приведет к гибели единственного раритетного объекта съемки».
рис. 19. Фотограф-натуралист Рик Семмон за работой (эстетика или вивисекция?)
Но существует иная точка зрения, которую пропагандируют фотоиздания другого толка: «Не понятно, зачем создавать себе лишние волнения и неудобства и становиться на четвереньки, чтобы сфотографировать насекомое в полевых условиях, когда это можно сделать чуть ли не у себя дома?».
Не хочу прослыть судьёй или моралистом, разберитесь сами. На рис. 19. американский фотограф-натуралист Рик Семмон за работой (снимок из «Popular Photography»). Надо отметить, что Семмон совсем не новичок в натуралистке. Недавно вышла его очередная, 23-я книга, посвященная съёмке природы: «Полет цветов».
Нам всегда трудно понять этих странных американцев.
Все макроснимки в статье сделаны автором.