Пройдя определённую фотографическую школу, набравшись опыта, начинаешь ощущать обыденность своих снимков. Они уже вроде бы безупречны технически, идеальны композиционно и даже цепляют зрителя. Однако чувствуешь, что работа твоя ординарна, протокольна, таких тысячи на сетевых сайтах, в журналах и выставках средней руки. Возможно, гениальному мастеру удаётся всё и сразу, но таких в истории фотографии единицы, их можно перечислить поимённо, и список не займёт более четверти страницы. Нам же, смертным, ориентируясь на шедевры мастеров, проявляя изобретательность, умение и вкус, надо стремиться, хотя бы немного, приблизиться к их уровню. Причём именно хороший вкус должен помочь при этом не увязнуть в болоте пресловутой пошлости гламура. Что же касается бесконечной вереницы современных фотовыставок и имён всемирно известного..., удостоенного высшей награды и общего признания... – это, в большинстве случаев, ничто иное, как тривиальный пиар, подобный всем знакомой «фабрике звёзд». Такое тиражирование «гениев» отбивает у по-настоящему одарённых людей, (а их немало в российской глубинке) веру в свои силы, утверждая их в мысли о торжестве кошелька над талантом.
Ощущения прозаичности своих результатов приходят не всегда и не каждому. Хорошо, если они посетят и Вас. Как правило, на этой стадии возникает потребность поиска и рождается творчество. Начинаются эксперименты с необычным светом, ракурсом, жанром, форматом, технологий (цифра, плёнка) и т. п.
Иногда, совершенно неожиданно, мироощущение ломается полностью, когда в руки попадает оптический инструмент, в корне отличающийся от того, чем вы обычно привыкли работать.
Подобный стресс я впервые ощутил, поставив на камеру макрообъектив Nikkor Micro 200mm f/4 IF MF. Это случилось вовсе не потому, что я до этого не смотрел на мир через макрооптику. Оказалось, что длиннофокусный «макро», в отличие от других макро-собратьев, обеспечивает полную свободу действий, позволяя не приближаться к объекту. При этом можно легко менять сочетание объекта с задним планом. Угол зрения «длинного» фокуса небольшой, появляется возможность выбирать ракурс, точку съемки. У этого объектива есть еще одно великолепное достоинство: он больше размывает фон, делая его еще неприметней, выдавая при этом неповторимое бокё. Впрочем, сегодня речь не о нём (подробнее о возможностях упомянутого объектива Вы можете почитать в статье «Практика и техника крупного плана» ФОТОкурьер 2006 г, № 9, 10).
рис. 1. Знаменитый Nikkor 300mm f/2 EDIF - самый светосильный «трёхсотник» когда-либо сделанный для 35 мм. SLR камер
Второе потрясение у меня вызвали супертелеобъективы 300mm f/2.8. Это очень серьёзные приборы. Требуют они больших затрат. Но поверьте, игра стоит свеч. Сквозь них Вы начинаете видеть картинку совершенно иного, незнакомого и неповторимого качества. Первые снимки, сделанные этой оптикой ошарашивают, да и к последующим трудно привыкнуть.
Счастливым обладателям длиннофокусных зумов-тромбонов высокого любительского класса, таких, как, скажем: Nikkor 70-300mm f/4-5.6 ED AF, Tokina AF 80-400mm f/4.5-5.6 AT-X или, дешевого, но весьма удачного Sigma 70-300mm f/4.5-5.6 APO Macro Super, вроде бы можно на этом и успокоиться, считая, что длиннофокусный диапазон ими перекрыт полностью. Оно, собственно, так и есть, да и оптика эта весьма недурна. Так же до некоторых пор считал я, пока не посмотрел на мир через «трубу» 300mm f/2.8. Я специально не конкретизирую модель, среди «трёхсотников» не может быть плохих (табличку интересных вариантов Вы увидите позже). Скажу лишь несколько слов о самой приемлемой, на мой взгляд, конфигурации таких оптических приборов.
Почему я заговорил о позиции 300mm f/2.8, а не, скажем, о 300mm f/2, или о 400mm f/2.8? Это же ещё более головокружительные инструменты.
Если сравнивать диафрагмы f/2 и f/2.8, кажется, что разница в одну ступень – пустяк. Оказывается, на таком фокусе этот пустяк добавляет к весу объектива, по меньшей мере, 5 кг. Знаменитый Nikkor 300mm f/2 EDIF (рис. 1) - самый светосильный «трёхсотник» когда-либо сделанный для 35 мм SLR камер весит 7530 г. Объектив комплектовался согласованным телеконвертером ТС-14С, который превращал систему в 420mm f/2.8, причём конвертер был исполнен настолько высококлассно, что заметить какие-либо аберрации, вносимые им в систему, не возможно (это не выдержка из рекламного проспекта, а единогласный отзыв тех немногих счастливцев, которым удалось поработать с этой техникой). Выпуск этого объектива был приурочен к летним Олимпийским играм 1984 г, в Лос-Анджелесе. Во время этих игр NPS (Nikon Professional Services) дала возможность немногим спортивным профи, попробовать эту оптику, получив при этом тысячи выдающихся фотографий. Маркетинговая служба Nikon (по разным источникам) рекомендовала отпускную цену этого прибора от $ 20000 до $ 29000 (не забудьте, что это не сегодняшние жидкие баксы). Цена была непосильной, даже для многих состоятельных издательств. Тем не менее, 300mm f/2 EDIF активно раскупался заинтересованными ведомствами, в первую очередь Пентагоном и Голливудом.
Позиция 400mm f/2.8 много легче. Однако и ее обладателей в Москве можно пересчитать по пальцам одной руки. Как правило, подобная оптика - редакционный инвентарь, которым Вы, будучи её сотрудником, пользуетесь по мере надобности. Цены этих объективов отсчитываются от минимального уровня 5 тысяч евро, а вес их, не менее 5 кг. Объектив Leica Apo-Telyt-R 400 mm f/2.8 стоит, по меньшей мере, 10000 евро.
рис. 2. Аквабайк, ручной фокус
Объектив 300mm f/2.8 в этом смысле вещь более реальная. Кстати, он последний в длиннофокусном диапазоне, которым, при благоприятных условиях, ещё можно снимать с рук.
Светлые «трёхсотники» AF и MF всех производителей, включая единственный советский и, затем, украинский, оборудованы системой внутренней фокусировки IF (Internal Focus System). «IF» означает, что фокусировка объектива осуществляется подвижкой небольшой по массе и размерам внутренней группы линз, благодаря чему процесс автофокусировки проходит быстрее и динамичнее, с меньшим шумом и нагрузкой на AF – двигатель. Важно, что тяжёлый объектив при этом сохраняет свои внешние габариты, не вызывая дисбаланса системы в процессе фокусировки. Тем, кто имел дело с тяжёлыми телевиками - тромбонами, наверное, очень знакома проблема далеко вытягивающегося «хобота». Кроме того, внутренняя фокусировка позволяет сделать более компактные конструкции.
Вопрос №1, во всяком случае, так он звучал для меня: б/у, или девственник? Ответ не заставил себя долго ждать, конечно же, б/у! Он позволяет сэкономить практически половину суммы от стоимости новорожденного. Надо сказать, что вокруг лотов с предложениями «трёхсотников» на «eBay» и «in-Japan» в последнее время начали разыгрываться шекспировские страсти. Интерес к этой оптике очень оживился, правда, российского фотографа пока ещё не зацепило. Ну, это дело времени. Не легче дело обстоит и с киевским Арсатом – Н 300мм f/ 2.8 и, тем более, с Яшмой 4Н(LR) 300мм f/ 2.8. (Я присоединяюсь к мнению тех, кто не рассматривает последние две модели, как аналоги с разными названиями. Но об этом несколько позже).
Зум или «фикс»? Однозначно, «фикс», высококачественных светлых супертелезумов просто не может быть по определению, т. е. в принципе они существуют, например Sigma 120 - 300 f/2.8 APO EX IF HSM и ему подобные, но это очередная знакомая сказка про «всё в одном».
Автофокусный, или ручной?
Всё зависит от задач, которые Вы перед собой ставите. Автофокусный - оперативнее, ручной «задумчивей», но, несомненно, качественней, и что самое главное, дешевле. А это важно, если разговор идёт о солидной пачке «зелёных рублей».
Как правило, «трёхсотники» имеют общую характерную особенность - предустановленный фокус. Предустановка на MF объективах делается с помощью стопорного кольца над фокусировочным барабаном. Эта функциональная особенность очень удобна при съёмке спорта (рис. 2). Вы предварительно фокусируетесь на ожидаемой точке появления объекта и стопорите это положение фокуса. Этим Вы ограничиваете ход фокусировочного барабана. Затем Вы следите за ходом событий и в нужный момент заботитесь только о том, чтобы вовремя нажать спуск, при этом моментально ставя фокусировочный барабан на упор.
Наличие глубокой бленды, встроенной, или съёмной – обязательно.
На сколько необходимо вращающееся штативное крепление?
Считаю, что оно обязательно. Съёмка без монопода (штатива) явление чрезвычайное, как правило, дающее заметную потерю качества. Крепление же тяжёлой пары объектив – камера на штативном гнезде аппарата, решение рискованное для хрупкого тела камеры, да и не дающее нужной стабильности всей системе. Если же, всё-таки приходится работать с рук, использовать выдержки продолжительнее 1/500 сек, я не решаюсь, знаю, что обязательно промахнусь.
На сколько необходима система вибростабилизации VR, которой всё чаще, к месту или нет, нагружаются последние модели длиннофокусных объективов?
То, что на макрообъективе AF-S VR Micro-Nikkor 105 mm f/2.8G IF-ED она бесполезна, убедились, наверное, уже многие. Классная макросъёмка без штатива или вспышки вряд ли обходится, и необходимость подавления вибраций здесь мало ощущается. Зато компания имеет очень хорошие дивиденды от внедрения таких наворотов в объективы. Они увеличивают их стоимость почти вдвое, практически не давая выигрыша в оптическом качестве. От внедрения этой системы пропорционально растут цены и супертелевиков, прибавляя к ним очередные нули. Конечно, если Вы вооружаетесь оптикой из редакционного арсенала, имеет смысл прихватить «трёхсотник» с VR. В своём же хозяйстве иметь такой инструмент – явное расточительство.
рис. 3. Лоток для фильтра
Как быть со светофильтрами, ведь диаметры оправ переднего оптического блока «трёхсотников» составляют 90 - 150 мм?
Конечно же, «полярики» на них использовать не возможно. Даже если таковые существуют, они обойдутся в стоимость недорогой фотокамеры. Кроме того, область использования «трёхсотников» ограничена достаточно узким кругом сюжетов, как правило, не требующих такого рода фильтров. Однако, снимая на воде, иногда хочется его покрутить. Наверное, изобретательный фотограф может придумать и другие неожиданные сюжеты, где нужен поляризационный фильтр. Ну что же, ищите, изобретайте! Известные мне шнайдеровские B+W предлагают максимальные диаметры Circular Polarizer - 95 мм.
Что же касается обычных фильтров, не требующих определённой пространственной ориентации, для них в конструкциях разных супертелевиков используются специальные устройства. Это может быть выдвигающийся из оправы объектива лоток (рис. 3), в который вставляется нужный фильтр малого диаметра. Наиболее простое решение – использование съёмного резьбового фильтра, за тыловым оптическим элементом (рис. 4). Это не самый лучший выход, с точки зрения оперативности, зато самый надёжный и экономичный. Да и часто ли Вам на ходу приходится менять фильтры?
рис. 4.Наиболее простое решение – использование съёмного резьбового фильтра, за тыловым оптическим элементом
Надо иметь в виду, что заобъективный фильтр является полноправным элементом оптической формулы объектива. Поэтому, когда специальный фильтр не нужен, на его место обязательно вворачивается эрзац из обычного оптического стекла, который имеется в комплекте объектива.
У Кенона есть специальный лоточный поляризационный фильтр малого диаметра, который можно вращать внутри оправы объектива. Оправданы ли такие сложности? Ведь за всё это надо отдать приличные деньги.
Объективы старых конструкций, например, non - AI Nikkor 300mm f/2.8 ED могут использовать фильтры лишь в обычной позиции, перед передней линзой (122 мм.), а почти все новые объективы обязательно комплектуют передним фильтром – протектором, который в случае порчи легко поменять.
Новые возможности
Зачем, собственно нужны эти монстры (рис. 5)?
рис. 5. «Трёхсотник» с младшим братом 50mm f/1.4
Основная сфера использования светлых «трёхсотников», и вообще тяжёлой светосильной телеоптики, - съёмка живой природы (рис. 6) и спорта (рис. 2). Здесь короткие или тёмные телевики бессильны (рис. 7), это очевидно. Много и подробно об этом уже сказано и написано, я повторяться не буду.
Размытые планы при крупномасштабной съёмке.
рис. 6. Отпрыск белого бенгальского тигра
Используя светлый телеобъектив, Вы изолируете, отрываете объект от нейтрального пятна заднего плана. Чем больше фокусное расстояние объектива и, чем шире открыта апертура, тем сильнее эффект. Используя «трёхсотник» на отверстии f/2.8, Вы имеете возможность «вырвать» лицо из толпы, полностью размыв передний и задний планы.
Большое фокусное расстояние позволяет делать интересные жанровые снимки естественного поведения объекта, не потревожив его. В этот момент трудно догадаться, что Ваше внимание занято непосредственно его персоной.
рис. 7. Белая мамаша
Поскольку расстояние минимальной фокусировки для «трёхсотников» составляет 2,5 – 3.0м, съёмка животных и птиц в вольерах, огороженных сеткой, даже довольно плотной (рабица), не представляет затруднений. Сетка не станет препятствием при близком расположении объектива. Она может придать снимку налёт своей окраски и слегка смягчить его. Если же сетка реже, чем рабица, то это практически не отразится на результате, конечно, если апертура широко раскрыта. Во всяком случае, зритель, разглядывающий Вашу работу, никогда не сможет предположить, что снимок сделан сквозь преграду (рис. 8).
рис. 8. Клетка не всегда помеха
Специальные эффекты. Сжатая перспектива
Когда Вы снимаете нормальным объективом проспект, обсаженный деревьями, каждое следующее дерево кажется немного меньше предыдущего, даже если все они примерно одной высоты. Таким образом, воспринимается глубина, поскольку мы знаем, что если дерево становится меньше по размеру, то это потому, что оно находится от нас дальше. «Трёхсотник» позволяет исказить, сжать перспективу так, что деревья будут казаться гораздо ближе друг к другу, чем на самом деле, в то время как сокращение их размеров будет практически не заметно, Возможно, что последнее дерево на проспекте не будет казаться меньше, чем первое. Сжатая перспектива, при правильном расчёте экспозиции, позволяет делать очень интересные портреты, скажем, на фоне пламенеющего заката.
APO –аббревиатура, гарантирующая лучшие свойства оптического прибора
БуквосочетанияAPO, ED, L, LD, ULD, SD и т. п., которые Вы можете встретить на оправе или в описании объектива говорят о том, что перед Вами - оптический прибор самого высокого класса, с общей для всехаббревиатур характеристикой – апохромат [греческое apo - без + chroma (chromatos) - цвет]. В двух словах: это прибор, в котором устранена сферическая аберрация, а остаточная хроматическая аберрация меньше, чем у ахроматов*.
* Ахромат (греческое аchromatos бесцветный) – оптическая система, к которой устранена лишь хроматическая аберрация.
Какая связь между всем тем, что было написано выше и этими загадочными буквами?
Дело в том, что хроматическая аберрация, на фоне всех других погрешностей супертелеобъективов выпирает наиболее явственно. Без её устранения нельзя сделать качественного длиннофокусного прибора. Давайте попробуем поближе разобраться с этим явлением.
Все недостатки изображения, вызываемые погрешностями реальных оптических систем, носят общее название аберраций (лат. aberrare - отклоняться, заблуждаться). Сущность аберраций заключается в том, что лучи, вышедшие из одной точки, пройдя через линзу, не собираются снова в одной точке. Чтобы понять, как возникают аберрации, следует помнить, что в образовании изображения каждой точки предметного пространства участвуют не условные отдельные лучи, а целый пучок их, заполняющий зрачок объектива, и для изображения точки также в виде точки необходимо, чтобы все лучи, прошедшие линзу, пересекались между собой в одной общей вершине, т. е. такой пучок должен быть совершенно симметричным и представлять собой конус с острой вершиной, или, как принято говорить, пучок должен оставаться гомоцентрическим.
Если рассматривать простую линзу, то главнейшими её аберрациями будут:
- сферическая аберрация, или отверстная ошибка. Она зависит от относительного
отверстия линзы и ухудшает качество изображения точки, лежащей на главной оптической оси линзы (рис. 9а); это ошибка симметричная;
- кома - типичная несимметричная ошибка. Ее можно рассматривать как сферическую аберрацию для внеосевой точки (рис. 9б);
- астигматизм, вызывающий уменьшение резкости изображения точек, лежащих в стороне от оси линзы, и приводящий к кривизне поля изображения;
- дисторсия, т. е. изменение масштаба изображения с удалением от центра поля к его краям, вследствие чего прямые линии, не проходящие через центр поля, передаются искривленными;
- хроматическая аберрация, выражающаяся в виде цветной каймы, окружающей переходы черно-белых участков изображения.
рис. 9. Сферическая аберрация (а) и кома (б)
Первые четыре аберрации принято называть монохроматическими аберрациями в противоположность пятой хроматической аберрации. Практически все аберрации действуют совместно, но для их изучения и наглядного описания методов их устранения принято рассматривать каждую аберрацию в отдельности. Устранение или значительное уменьшение аберраций в целях улучшения качества изображения приводит к усложнению линзы, которая превращается, в конце концов, в сложный объектив, состоящий из целой системы линз. Однако даже в совершенном объективе не могут быть устранены полностью все недостатки. Конечный продукт всегда содержит остаточные аберрации, совокупность которых характеризует состояние коррекции объектива и определяет качество образуемого объективом изображения.
Задача расчета объектива состоит в том, чтобы, во-первых, уменьшить аберрации по абсолютной величине за счет выбора такой формы поверхностей отдельных линз, чтобы аберрации имели минимальное возможное значение, а во-вторых, в том, чтобы аберрации, вносимые разными линзами, были противоположны по знаку, т. е. аберрации одних линз уничтожались по возможности противоположными аберрациями других линз.
Мы не станем рассматривать возможности устранение всех грехов оптических систем, остановимся лишь на способах борьбы с хроматической аберрацией, поскольку её влияние возрастает по мере увеличения фокусных расстояний и точная её коррекция особенно важна в супертелеобъективах. Хорошая коррекция хроматизма позволяет увеличить резкость изображения. Именно резкость. Среди фотографов бытует ошибочное мнение, что устранение хроматической аберрации улучшает цветопередачу. Это не совсем верно. Действительно, хроматизм наиболее заметен при использовании цветной пленки (цветная кайма), но он влияет и на черно-белые изображения, обнаруживаясь в уменьшении резкости.
Фото автора: негативы 24 х 36 мм, объектив 300мм/2.8.