Допускаю, что даже не все москвичи знают, что это такое. Кстати музеон в переводе с древнегреческого означает храм искусств.
Для начала хочется сказать пару слов о целом художественном городке, частью которого является Парк искусств «Музеон».
Строительство Центрального Дома Художника на Крымском Валу (рис. 1), осуществленное по проекту Николая Сукояна и Юрия Шевердяева, завершилось в конце 1970-х годов.
На огромном пустыре, где некогда проводилась Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, еще в конце 30-х был задуман большой комплекс построек, включавших президиум Академии наук, несколько институтов, библиотеку, музей. Грандиозным планам помешала война, затем смерть Сталина, после проект не раз меняли, пытаясь угодить вкусам Никиты Хрущева. Так что строительство растянулось даже не на годы, а на десятилетия.
Выставочное объединение «Центральный Дом Художника» Международной конфедерации союзов художников открылся на этом месте в ноябре 1979 года. Под его же крышей находится и филиал Третьяковки. До сих пор ЦДХ является уникальным комплексом, в котором художники, искусствоведы, архитекторы, музыканты, фотографы, кинематографисты, литераторы и просто любители искусства могут свободно общаться и принимать участие в художественных мероприятиях. Помимо организуемых выставок, здесь проводятся традиционные концерты отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей, международные джазовые фестивали.
рис. 1. Карта комплекса ЦДХ
В 80-е годы в залах ЦДХ состоялась целая серия выставок всемирно известных мастеров: Картье Брессона (комментарии излишни, Франция), Гюнтера Юккера (немецкий скульптор, мастер инсталляций и художник, Германия), Френсиса Бэкона (художник, Англия), Джорджо Моранди (живописец и график, Италия) и Янниса Кунеллиса (художник, Италия), Роберта Раушенберга (художник, представитель абстрактного экспрессионизма, США), Джеймса Розенквиста (художник, один из лидеров поп-арта, США), Сальвадора Дали (Испания), Жана Тенгли (скульптор, Швейцария), Ив-Сен Лорана (модельер, Франция) и ещё множество других. Уже одного этого перечня Великих достаточно, чтобы оценить значимость этого культурного центра.
По мнению многих историков архитектуры, для своего времени ЦДХ был модернистской постройкой - эдакий ответ «советов» только что отстроенному центру Помпиду (Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже, который, кстати, сносить и в голову никому не придет). Как ни странно, но построенный 30 лет назад ЦДХ и сегодня чуть ли не самая удачная выставочная площадка в Москве. Во всяком случае, со слов директора Василия Бычкова, функциональность экспозиционных помещений (возможность быстрой смены планировки) продумана на высшем уровне. Ну, да ладно, о грустном потом.
Парк искусств «Музеон» расположен напротив фасада ЦДХ. Этот единственный в России Музей скульптур под открытым небом занимает территорию почти в 20 гектаров. Идея создания музея скульптур возникла в 1991 году, когда по решению тогдашних московских правителей были демонтированы многие городские памятники, не укладывающиеся в русло их политической ориентации.
Я – человек аполитичный, никогда не был коммунистом, но мне не понятна политика изуверств над нашим наследием и историей. Вспомните, что в 17-ом разъярённым, не знающим грамоты и, наверное, изрядно выпившим кронштадтским матросам даже в голову не пришло валить памятник Петру, или взрывать Екатерину.
Хорошо, что в 1991г. нашлись трезвые головы, которые не свезли творения Е. Вучетича, В. Мухиной, С. Меркурова и др. великих российских скульпторов на свалку, а создали такой парк.
Официальной датой основания Музея скульптуры под открытым небом считается 24 января 1992 года, когда было подписано постановление о создании «Музеона».
Конечно, парк славен не только обломками социализма. В наши дни в коллекции музея около 700 уникальных скульптур из камня, дерева, бронзы и других материалов. К скульптурам советского периода прибавились работы современных российских скульпторов. Подобные музеи под открытым небом есть во многих странах, но московский Музей скульптур интересен тем, что в нем собраны работы российских мастеров разных поколений, выполненные в самых различных художественных стилях. Экспозиция музея состоит из трех основных разделов - исторического, современного и детского. В историческом разделе много экспонатов, посвященных военной тематике.
рис. 3. Великий Пролетарский Писатель
Традицией музея стали ежегодные симпозиумы по скульптуре, во время которых новые произведения создаются прямо в парке, на глазах у посетителей. В отличие от других видов творчества, работа скульпторов, в силу своей специфики, носит наиболее обособленный, уединенный характер. Наблюдать за их творческим процессом вне мастерских практически нельзя. Поэтому мероприятие это носит уникальный характер, давая возможность любому из нас стать очевидцем интереснейшего процесса рождения скульптуры в открытом пространстве.
Парк является одним из самых красивых мест исторического центра столицы. Пространство между Крымским валом и стрелкой Москвы реки со временем стало своеобразным оазисом искусств. Планировка, сложившаяся еще в 1980-90-е, территории Парка искусств имеет жесткую структуру, основанную на пересечении прямых аллей и дорог, создающих систему участков, одинаково прямоугольных по форме и близких друг другу по габаритам. Поскольку парки формируются в течение многих лет, то с первых дней существования Парка искусств созданию его ландшафта было уделено самое пристальное внимание. Была создана специальная рабочая группа, в которую входили ведущие ландшафтные архитекторы Москвы.
рис. 4. Изуродованный Отец Народов
Сады роз, альпийские горки, фонтаны, изящные дорожки и уютные беседки, декоративно оформленные разделы экспозиции - весь ландшафтно-архитектурный ансамбль Парка искусств гармонично подчеркивает жизнь скульптурных произведений в пространстве, создавая единый контекст искусства, человека, природы и пространства. Одним словом, если Вы ещё не бывали в «Музеоне», непременно приезжайте туда с фотоаппаратом. Получите массу удовольствия и отлично отдохнёте. Тем более что есть причина сделать эту вылазку, не откладывая!
Впервые о возможности сноса комплекса ЦДХ на Крымском валу заговорили в марте 2008г, после презентации на выставке в Канне компанией «Интеко», возглавляемой небезызвестной мадам Е. Батуриной, проекта многофункционального комплекса «Апельсин» Норманна Фостера. Британский архитектор предлагает построить на месте, освобождённом от комплекса ЦДХ, не только новые выставочные залы (в это верится с трудом), но и жилые апартаменты, офисные и торговые площадки (браво!!!). По его мнению, особых проблем с окупаемостью у проекта, который построят на месте ЦДХ, быть не должно. Место отличное, в центре Москвы, с прекрасными видовыми характеристиками.
Ещё бы, стоимость квадратного метра здесь составит $15—20 тыс. («Газета», №230 от 7 декабря 2009).
рис. 5. Вдохновенный Отец Народов
Дирекция музея выступила с критикой проекта Фостера. Летом 2008 года в Москве был создан Общественный совет по культурным центрам, который провозгласил своей главной целью защиту здания Центрального дома художника. А в декабре 2008 года главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что проект планировки территории на Крымском Валу все-таки разработан.
В феврале 2009 года группа художников выступила с открытым письмом, в котором резко критиковала план уничтожения ЦДХ. В том же месяце у входа в Парк Горького прошел митинг против сноса здания. На нем выступили многие известные деятели искусства и культуры. Несмотря на многочисленные протесты, коллективные письма и даже демонстрации в защиту ещё одного оазиса московской культуры, вопрос решился в пользу правящего капитала. Начхать им на русскую культуру, а на нас, тем более.
Премьер-министр РФ В. Путин 7 декабря 2009г подписал распоряжение о сносе здания Центрального дома художника (ЦДХ) в центре столицы и передаче территории правительству Москвы под новое строительство. Неожиданный конец давнего спора москвичей и властей столицы решился в пользу влиятельных чиновников, протесты жителей и архитекторов были проигнорированы.
рис. 6. Всероссийский Староста
Давайте теперь о Парке.
Сегодня он жив, здоров и полон весеннего цветения. В последнее посещение «Музеона» мне не хотелось отвлекаться на протокольные снимки великолепных и не очень скульптур, на прекрасные обсаженные цветами уголки и газоны парка. Я сделал упор на ту часть экспозиции, где собраны «обломки» прошлой жизни и её идолов. Уверен, что после бульдозера «Интеко» ничего подобного запечатлеть уже никогда не удастся. Однако я не стремился к пропорциональной документалистике, а снимал так, как мне все эти ушедшие «тени» виделись.
рис. 7. Памятник Я.М. Свердлову
Первым в этой галерее нас встречает Железный Феликс, свергнутый с Лубянки (рис. 2) (скульптор Е. В. Вучетич).
Следующая, до боли знакомая фигура Великого Пролетарского Писателя (так его раньше было велено именовать) А. М. Горького (скульпторы И. Д. Шадр, В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская и З. Г. Иванова, архитектор З. М. Розенфельд) (рис. 3). «Ссылка» Горького в «Музеон» позиционируется как временная. Хотя кто знает, найдется ли ему место на Белорусской после окончания её реконструкции.
За ним следует Отец Народов из красного мрамора И. В. Сталин с отбитым носом (рис. 4) работы скульптора С. Д. Меркурова. Правда, здесь же в парке целая галерея Иосифов, но уже с носами (рис. 5).
Рядом, под деревом, скромно примостился грустный Всероссийский Староста М. И. Калинин, изгнанный неблагодарными потомками с проспекта некогда носящего его имя. Быть Всесоюзным Старостой вечно нельзя, и вот нет старосты, нет памятника и нет проспекта его имени (рис. 6).
По соседству, на открытой поляне возвышается суровый памятник Я.М. Свердлову скульптора Р. Е.Амбарцумяна (рис. 7).
Конечно же, не обошлось без целой вереницы Ильичей (рис. 8). Больше того, в парке хватило места и последнему Ильичу (рис. 9).
рис. 8. Один из вереницы Ильичей
Всё это надо видеть своими глазами и через свой видоискатель.
Для съёмки я использовал Nikon F5 с объективом Tokina 17mm f/3.5 и негатив.
Добраться до парка легко. Надо проехать до м. Октябрьская или Парк культуры и немного пройтись пешком. Чтобы не заблудиться – см. рис. 1.
Парк открыт для посещения ежедневно с 9.00 до 22.00 летом и с 10.00 до 21.00 осенью-зимой. Часть территории парка можно осмотреть бесплатно. Остальную - по билетам. Билеты весьма недорогие. А удовольствия много.
Справки по телефонам: 238-3679, 238-3396.
Борис Бакст Фотографии автора.