Часть 3.
Двухобъективные зеркалки
Olympus Flex
Пора расцвета TLR (Twin Lens Reflex) – двухобъективных зеркалок, началась задолго до Второй Мировой войны. Неизменным законодателем конструктивной моды и дизайна в этой нише всегда был и остаётся Rollei. Об истории появления в 1929 г. первого серийного Rolleiflex(а) (рис. 1) и его дальнейшей очень разноплановой и продолжительной жизни достаточно обстоятельно рассказано в № 21-23 (76-77) ФотоКурьера, ноябрь 2003 г. Интерес любителей среднего формата к камерам подобного рода не угасает и сегодня. Достаточно заметить, что римейк широкоугольной камеры 6х6 Rolleiflex 4.0 FW, со съёмочным объективом Scheider-Kreuznazh Super-Angulon HFT 50mm f/4.0, показанной в сентябре 2002 г. на Photorina, пользовался неизменным успехом (рис. 2).
рис. 1. Первый серийный Rolleiflex
«Двуглазая» компоновка зеркальных фотоаппаратов среднего формата с центральным затвором по сей день имеет массу поклонников. Это оправдано простотой и надёжностью конструкции, как правило, великолепной оптикой и самым удобным, с моей точки зрения, квадратным форматом. Почему, говоря о TLR – камере, я всё время делаю упор на средний формат?
Ведь в своё время двухобъективные зеркалки выпускались для работы с роликовой плёнкой 135-го типа (24х36 мм), 127-го типа (с кадром 4х4 см) и пр. Сегодня эти камеры интересны лишь коллекционеру. Практическое их использование потеряло смысл. Про узкую пленку, наверное, объяснять ничего не надо. С форматом 4х4 дело обстоит следующим образом. В России плёнка 127-го типа не продаётся. Её предложения в Сети малочисленны, качество неизвестно и номенклатура ограничена. И, кроме того, многие современные типы узких цветных обращаемых и негативных пленок, с чрезвычайно мелкой зернистостью, позволяет при благоприятных условиях получить изображение, с проработкой деталей, которая почти на равных, соперничает со средним форматом. Однако поклонников среднего формата сегодня предостаточно и по моим наблюдениям их ряды множатся.
рис. 2. Rolleiflex 4.0 FW, 2002 г.
Производителей новых, доступных сегодняшнему покупателю среднеформатных TLR – камер, сегодня осталось лишь два: «Rollei Fototechnic GmbH» (Rolleiflex) и «Light Industrial Products» (Seagull). Правда, теперешний Rolleiflex доступной камерой не назовёшь. Это, скорее, памятник ушедшему бренду, камера для богатой коллекции. Трудно представить, что аппарат за 80000 - 100000 р. кто-то решится прихватить с собой в байдарочный поход или в альплагерь. Российскому любителю среднего формата по плечу, пожалуй, лишь выбор из нескольких, очень неплохих, моделей китайской Чайки - Seagull, или двухобъективные зеркалки прошлых лет.
рис. 3. Olympus Flex 2.8 Тип I
В послевоенные годы начался настоящий бум на почве создания различного рода TLR – камер. В большинстве своём это были подражания стилю Rolleiflex(а). Ставшая уже практически традиционной формой TLR, роллеевская камера особенно вдохновила японских конструкторов. В течение 50-ых годов в Японии подобные камеры изготовлялись в огромном количестве и разнообразии. Достаточно без преувеличения заметить, что названия этих аппаратов начинались почти с каждой буквы английского алфавита, от «Accuraflex» до «Zenobiaflex». Единственные символы, которые, кажется, не использовались в течение этого периода, были «J», «Т» и «X». Так, если Вам попадётся японская TLR - камера, название которой начинается с одной из этих букв, считайте, что Вы обладатель суперраритета.
Компания Olympus Optical Co., Ltd не могла остаться в стороне от общего ажиотажного интереса к TLR – камерам и создала целый ряд собственных подражаний знаменитому Роллею.
Первая такая модель была выпущена в августе 1952 г.
Olympus Flex 2.8 Тип I (рис. 3).
Камера не стала слепым повторением прообраза. Олимпус придал ей свой конструктивный характер. Это своеобразие касалось особенностей видоискателя, который при необходимости можно было использовать на уровне глаз. Камера была рассчитана на работу со 120 – м типом плёнки, обеспечивая формат кадра 6х6.
Объектив видоискателя Zuiko F.C. 75mm f/2.8 (триплет) и съёмочный объектив F. Zuiko F.C. 75mm f/2.8* (6 элементов в 4-х группах) (рис. 4).
рис. 4. Съёмочный объектив Olympus Flex 2.8 Тип I
*Примечание: Немного забегая вперёд (об оптике Zuiko будет особый рассказ), хочется расшифровать смысл букв, которые встречаются в наименованиях некоторых объективов. Буква, стоящая перед словом Zuiko определяет количество элементов в его оптической схеме, причём цифра, скрывающаяся за ней, соответствует порядковому номеру буквы в английском алфавите: C. – 3, D. – 4, E. – 5, F. – 6, G. – 7, H. – 8 и т. д.
Аббревиатура «F.C.» на некоторых типах объективов, предположительно говорит о просветляющих покрытиях, нанесённых на все поверхности линз (fully coated).
рис. 5. Передняя панель Olympus Flex 2.8 Тип I
Байонетные оправы обоих объективов в точности повторяют роллеевские, так, что взаимозаменяемость аксессуаров полная. В конструкции использован центральный затвор компании «Seiko» - Seikosha Rapid, с устройством автоспуска и набором скоростей B, 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 и 1/400 сек. (рис. 5). Синхронизация затвора F - типа, т.е. только для инерционных ламп – вспышек (не электронных). Момент зажигания этих приборов устанавливается за 10 - 15 мсек. до открытия затвора. При этом вспышка и срабатывание затвора происходят одновременно. Синхроконтакт Kodak – типа, или по-другому ASA (не PC).
рис. 6. Барабан фокусировки Olympus Flex 2.8 Тип I
Барабан наводки на резкость совмещает шкалу дистанций в футах, шкалу глубины резкости и памятку чувствительности установленной плёнки, в единицах ASA (рис. 6). На задней, откидной панели камеры – табличка с рекомендациями экспозиций «на все случаи жизни» (рис. 7).
Необычность конструкции кроется в складном шахтном видоискателе, который при желании трансформируется в зеркальный видоискатель. В стандартном, «роллеевском» состоянии раскрытая шахта, с поднятой лупой, выглядит привычно (рис. 8). Секрет заключается в том, что в тыловой, обращённой к оператору створке шахты, есть ещё одна лупа, которая в определённой ситуации служит окуляром зеркального видоискателя (рис. 9). Чтобы привести его в боевое состояние, необходимо центральную часть передней створки шахты надавить внутрь, до щелчка. При этом она зафиксируется с наклоном 45 градусов (рис. 10). На внутренней поверхности наклонённой части, находится зеркало, которое будет отражать матовый фокусировочный экран. Увеличенное отражение можно видеть сквозь лупу в тыловой створке шахты. Таким образом, видоискатель можно использовать на уровне глаз.
рис. 7. Olympus Flex 2.8 Тип I со сложенной шахтой
Olympus Flex 2.8 Тип I, подстать своему прообразу, исполнен безукоризненно, поэтому не стоит удивляться, что его цена составила в 1952 г. 52000 Йен. Это равнялось на тот момент 3-х месячному среднестатистическому заработку (17 000 Йен в месяц). Надо полагать, что конструктивные нагромождения в видоискателе и прочие мелкие новшества появились не от избытка новаторских идей, а скорее для того, чтобы сэкономить на патентных расходах. Конечный результат оказался обратным. Камера получилась очень дорогой, технологически сложной, а её продажную цену пришлось практически уравнять с себестоимостью, иначе покупатель просто бы перестал на неё реагировать. Как следует прикинув калькуляцию и учтя свои просчёты (о приобретении патентной лицензии Роллея автору ничего не известно), в феврале 1953 г. Olympus Optical Co., Ltd выдаёт очередную модификацию TLR – камеры, копию Rolleiflex(а)
рис. 8. Раскрытая шахта Olympus Flex 2.8 Тип I с поднятой лупой
рис. 9. Olympus Flex 2.8 Тип I с раскрытой шахтой
рис. 10. Трансформация шахтного видоискателя в зеркальный
Olympus Flex 2.8 Тип B (рис. 11).
Это точное повторение Olympus Flex 2.8 Тип I, но с обычным роллеевским видоискателем шахтного типа. Цена камеры снизилась (48000 Йен) и, наверное, уже не напоминала себестоимость. В октябре того же 1953 г. появляется модификация другого рода
рис. 11. Olympus Flex 2.8 Тип B
Olympus Flex 2.8 Тип B II (рис. 12).
В этой модели решили сэкономить на съёмочной оптике. Объектив видоискателя Zuiko F.C. 75mm f/2.8 (предположительно – триплет) и съёмочный объектив D. Zuiko F.C. 7,5см f/3.5 (4 элемента в 3-х группах) (рис. 13). Центральный затвор, всё тот же, Seikosha Rapid, с устройством автоспуска и набором скоростей B, 1 - 1/400 сек. Однако система синхронизация затвора уже вполне современна Х – типа, т.е. для электронных вспышек. Старый синхроконтакт Kodak – типа (ASA) также изменён на современный «РС». Снизилось качество исполнения некоторых конструктивных элементов. Например, накатка барабанов «взвода – перемотки» и фокусировки стала гораздо грубее.
Камера вновь подешевела – 43000 Йен.
рис. 12. Olympus Flex 2.8 Тип B II
рис. 13. Оптическая схема объектива D. Zuiko F.C. 7,5см f/3.5
Olympus Flex 3.5 Тип A (рис. 14), ноябрь 1954 г.
Это предельно упрощённый проект двуглазого Олимпуса. Его конструктивным прообразом был один из вариантов роллеевского Rolleicord(а) На камере использована самая дешевая оптика: объектив видоискателя Zuiko F.C. 75mm f/3.5 (триплет) и съёмочный объектив D Zuiko F.C. 75mm f/3.5. С оправы обоих объективов исчезло байонетное крепление. Сомнительно, что оно превратилось в резьбовое. По фотографии (рис. 14) судить об этом сложно. Тем более нет никаких сведений о том, что Олимпус выпускал в то время аксессуары для оптики (фильтры, бленды, насадки) собственной конструкции, с резьбовым креплением. Так что оправы объективов, скорее всего гладкие.
рис. 14.Olympus Flex 3.5 Тип A
От барабанов переключения скоростей затвора и апертуры отказались. Их заменили тривиальными рычагами, которые можно вращать вокруг нижней части декоративной пластины с соответствующими гравировками. Скоростной диапазон центрального затвора Seikosha Rapid несколько расширился B, 1 - 1/500 сек., за то его лишили устройства автоспуска. Синхронизация X - типа, синхроконтакт PC- типа. Цена камеры – 23000 Йен, её можно разглядеть на рекламном буклете камеры (рис. 15).
рис. 15. Рекламный буклет Olympus Flex 3.5 Тип A
Olympus Flex 2.8 Тип A (рис. 16), ноябрь 1955 г.
Возврат к светосильной оптике и байонетной оправе объективов. Объектив видоискателя Zuiko F.C. 75mm f/2.8, съёмочный объектив F Zuiko F.C. 75mm f/2.8. Видимо, чтобы не слишком разгонять себестоимость, затвор взяли попроще, с ограниченным скоростным диапазоном. Seikosha Rapid (B, 1 - 1/400 сек.), автоспуск. Синхронизация X- типа, синхроконтакт PC- типа. Цена камеры – 26,000 Йен.
рис. 16. Olympus Flex 2.8 Тип A
Olympus Flex 3.5 Тип A-II (рис. 17), июнь 1956 г.
Последняя ласточка в линейке Olympus Flex. На камере мы вновь видим самую дешевую оптику: объектив видоискателя Zuiko F.C. 75mm f/3.5 и съёмочный объектив D Zuiko F.C. 75mm f/3.5, оба в байонетной оправе, в отличие от Olympus Flex 3.5 Тип A.
Затвор Seikosha Rapid B, 1 - 1/500 сек., без автоспуска. Возможности синхронизации затвора предельно расширили. Теперь он мог слажено работать со всеми типами тогдашних ламп – вспышек разных изготовителей, тип синхронизации которых был строго оговорен описаниями или таблицами. Для этой цели в нижней части декоративной пластины, окружающей съёмочный объектив, появился переключатель на три позиции M, F и X. Гнездо синхронизации «РС» общее. Несколько непонятна цена камеры 29000 Йен. Она выше ценыOlympus Flex 2.8 Тип A. Так ли уж необходима была эта универсальная синхронизация? Правда, затвор на этой камере более скоростной. Но уж не на столько!
рис. 17.Olympus Flex 3.5 Тип A-II
Olympus Eye Flex
В 1958 г. Олимпус продемонстрировал две разновидности «А» и «В» новой «двуглазой» моделиOlympus Eye Flex, работающей на роликовой плёнке 127 типа, с форматом кадра 4х4см. Это было очередное заимствование у Роллея. Годом раньше, в 1957, Rollei выпустил римейк своего очень популярного, ещё с начала 30 – х годов, аппарата Rolleiflex 4х4см. (оригинал) - «Rolleiflex Grey Baby». Надо заметить, что новые искания Олимпуса коммерческого воплощения не достигли и завязли на уровне прототипов.
Так же, как и прообраз, Olympus Eye Flex имел оригинальную серо-бирюзовую гамму отделки. Основное отличие представленных модификаций «А» и «В» (рис. 18) состояло в их оптическом оснащении, причём объективы видоискателя и съёмочный идентичны, что вполне характерно для прототипов. В серии такое расточительство было бы недопустимо:
«А» - С. Zuiko 60mm f/3.5 (триплет)
«В» - D. Zuiko 60mm f/2.8 (4 элемента в 3-х группах)
рис. 18.Olympus Eye Flex B
Изображения модификации Olympus Eye Flex А неизвестны, поэтому о её конструктивных подробностях судить трудно. Она была оборудована затвором Seikosha -SLV, с диапазоном скоростей B, 1 - 1/500 сек. На её передней панели отсутствует гнездо синхроконтакта. Обе камеры, помимо ручного экспорежима, имеют режим приоритета выдержки. Для этого они оборудованы встроенным селеновым экспонометром, соответствующей электроникой и исполнительной механикой. Чувствительный элемент экспонометра, закрытый ячеистым пластиком, занимает, чуть ли не половину передней панели (рис. 18). Под правой рукой оператора – барабан перемотки плёнки и взвод затвора, под левой – фокусировочный барабан.
Рычаги, переключения скоростей затвора и апертуры можно вращать около нижней части декоративной пластины, окружающей съёмочный объектив. На ней нанесены соответствующие гравировки. В нижнем положении рычага управления апертурой имеется позиция «AUTO». В этом положении камера переходит в режим приоритета выдержки. Вокруг оправы съёмочного объектива имеется вращающийся лимб с награвированными значениями ведущих чисел (GN) вспышек. Он предназначен для быстрой и удобной работы со вспышкой, автоматически решая задачу правильной экспозиции. При установке нужного ведущего числа специальное соединительное устройство осуществляет жёсткую связь между фокусирующим барабаном и диафрагменным кольцом. Таким образом, при фокусировке, апертура сама следит за правильностью экспозиции.
Над объективом видоискателя (в его оправе) есть окошко стрелочного указателя, использующееся в режиме ручного экспонирования. Вот, пожалуй, всё, что можно рассказать о среднеформатных камерах Олимпуса. Все его другие многочисленные проекты были ориентированы исключительно на узкую, 35мм. плёнку.
рис. 19. Olympus 35 - I/IV/V
Узкоплёночные камеры Олимпуса
Это самая многочисленная и разноплановая фототехника компании. Узкоплёночными камерами Олимпус начал заниматься в первые послевоенные годы. Жизнь этим камерам дал прототип «Olympus 35», изготовленный в 1947 г. конструкторской группой, которую возглавил Eiichi Sakurai. Первопроходцам была поставлена задача: сделать миниатюрную, лёгкую, доступную и не уступающую европейским образцам камеру. Перечисленные требования однозначно определили тип используемой плёнки – 135 (35мм.)
Olympus 35
В мае 1948 г. появилась первая серийная камера с центральным затвором Olympus 35 – I. Она стала родоначальницей целой когорты, которую принято классифицировать, как «Olympus 35». В свою очередь эта серию хронологически делится на три подгруппы:
Olympus 35 - I/II/III/IV/V 1948-1955 гг.
Olympus 35 - S/Wide/K/Wide-E/ Wide S/S-II/ Wide II 1955-1959 гг.
Olympus 35 - LE/ LC/ SP/RC/EC/ECR/RD/ED и т. д. 1966-1975 гг.
Подгруппа Olympus 35 - I/II/III/IV/V
Все камеры этой подгруппы отмечены одной и той же гравировкой «Olympus 35», деление их на типы 35 - I/II/III/IV/V – общепринятая условность, для упрощения идентификации.
Olympus 35 - I (1948 - 49 г.) (19, поз. 1) первая 35 мм. камера Olympus. Она была оборудована первым центральным затвором Seikosha-Rapid для 35 мм камеры, сделанным в Японии. Набор скоростей затвора: В, 1 – 1/500 сек. (рис. 20). От прототипа «35 – I» отличалась лишь улучшенной отделкой.
«35 – I», как, впрочем, и вся подгруппа Olympus 35 - I/II/III/IV/V – это метражные камеры, с жёстко встроенным объективом. У всех камер подгруппы отсутствуют устройства экспозамера. Над центром верхней панели возвышается корпус ньютоновского оптического видоискателя. Компоновка верхней панели обычна и понятна без объяснений из рисунка. Все металлические детали камеры хромированы, корпус имеет чёрную кожаную оклейку. Формат кадра 24x32 мм. Если читатель помнит, многие японские 35 мм. первенцы: Minolta 35 (1947 г.),Nikon I (1948 г.) и др., никак не хотели начинать с общепринятого к тому времени лейковского стандарта 24x36 мм. Но они обязательно приходили к нему в процессе совершенствования моделей. Этот же путь повторил и Olympus 35. Первые три модели Olympus 35 - I/II/III можно сразу же отличить от остальных по небольшому хромированному кожуху на передней панели, закрывающему механику сопряжения объектива с камерой (рис. 20). На кожухе редкая гравировка «Olympus OIC», о которой мы говорили в первой части рассказа об Олимпусе, где слово «Tokyo», в традиционной эмблеме заменили аббревиатурой «OIC» - Optical Industrial Company (Оптическая Индустриальная Компания). На других камерах Олимпуса подобных отметок Вы не встретите. Объектив на первой модели - загадочный Super Zuiko 40mm f/3.5. Цена камеры на момент выпуска составляла 10600 Йен.т Поскольку, с моей точки зрения, камеры многочисленного семейства «Olympus 35» могут представлять интерес лишь, как исторические вехи, или, как предметы коллекционирования, о них мы будем говорить кратко, отмечая только любопытные конструктивные повороты.
рис. 20. Объектив Olympus 35 - I
Olympus 35 - II (1949 г.) существовал лишь как прототип, повторявший модель «35 – I», но с нормализованным форматом кадрового окна 24х36 мм.
Olympus 35 - III (рис. 21) (1949 - 1950 г.). Начиная с этой серийной модели, Олимпус, отбросив метания поиска, утверждается в лейковском стандарте кадра 24х36 мм.
Технические данные:
Затвор: Seikosha-Rapid
Скорости затвора: B, 1 - 1/500 сек.
Видоискатель: телескопический (ньютоновского типа).
Объектив: Zuiko F.C. 40mm f/3.5 (4 элемента в 3-х группах)
Цена камеры на момент выпуска: 10600 Йен.
рис. 21. Olympus 35 - III
Olympus 35 - IV (1949 – 1953 г.) (рис. 19, поз. 2) поменял имидж. «35 – IV» вооружили другим, затвором Copal (межлинзовым) японского производства (затвор Seikosha-Rapid – заобъективный). Благодаря его устройству, механику сопряжения объектива с камерой удалось спрятать внутрь и очистить переднюю панель камеры от не совсем эстетичных наростов (необходимость в декоративном кожухе отпала). В правом нижнем углу хромированной объективной панели появилось синхрогнездо ASA – типа (не РС). Справа, на кожаной оклейке корпуса вертикальное тиснение: «MADE IN OCCUPIED JAPAN» (изготовлено в оккупированной Японии). Оккупационные войска США покинули страну лишь в 1951 г. До той поры надпись не переставала «украшать» продукцию фирмы.
Технические данные:
Затвор: Copal
Скорости затвора: B, 1 - 1/200 сек.
Видоискатель: телескопический.
Объектив: Zuiko F.C. 40mm f/3.5 (4 элемента в 3-х группах)
Размеры: 11,5 x 8 x 6 см
Вес: 530 г
Цена камеры на момент выпуска: 15500 Йен.
Olympus 35 - IVa (1953 – 55 г.) (рис. 19, поз. 3) повторение предыдущей модели. Диапазон скоростей затвора Copal расширен: B, 1 - 1/300 сек. Текст тиснения на коже изменён на «Made in Japan»
Olympus 35 - IVb (июль 1954 – 55 г.) (рис. 19, поз. 4) вновь вооружили затвором Seikosha-Rapid. Механика сопряжения объектива с камерой – внутренняя. Синхроконтакт (РС – типа) переместился на корпус затвора.
Технические данные:
Затвор: Seikosha-Rapid
Скорости затвора: B, 1 - 1/500 сек.
Видоискатель: телескопический.
Объектив: D. Zuiko F.C. 40mm f/3.5 (4 элемента в 3-х группах)
Размеры: 11,5 x 8 x 6 см
Вес: 530 г
Цена камеры на момент выпуска: 15000 Йен.
рис. 22.Верхняя панельOlympus 35 – Va/Vb
Olympus 35 - Va (март 1955 г.) (рис. 10, поз. 5) изменил имидж. Верхняя панель камеры и все органы управления выстроены в одной плоскости. Для них в новом верхнем кожухе, заключающем видоискатель, устроены специальные ниши (рис. 22). Диаметры барабанов прямой и обратной перемотки увеличились почти вдвое. Задняя крышка камеры стала откидной, на предыдущих моделях она съёмная.
Технические данные:
Затвор: Copal, с механизмом автоспуска.
Скорости затвора: B, 1 - 1/300 сек.
Видоискатель: телескопический.
Объектив: D. Zuiko F.C. 40mm f/3.5 (4 элемента в 3-х группах)
Размеры: 11,5 x 8 x 6 см
Вес: 530 г
Цена камеры на момент выпуска: 14500 Йен.
.
Olympus 35 - Vb (май 1955 г.) (рис. 19, поз. 6) Повторение конструкции 35 - Va, но с затвором Seikosha-Rapid (B, 1 - 1/500 сек.).
Продолжение следует.