Царицынский новодел
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Сегодня это одно из самых посещаемых мест в Москве.
Вы видели «поющие фонтаны» в Царицыно? Нет? Неужели Вы до сих пор не побывали в этом отмытом от старины усадебном комплексе с аттракционами и фаст-фудом? Людской поток не иссякает здесь ни летом, ни зимой, ни днем, ни вечером. Если говорить серьёзно, с фотокамерой здесь надо побывать обязательно. Я специально не включил в статью фотографий современного Царицыно, кроме единственной панорамы нового дворца (рис. 1). Поезжайте и оцените всё сами. Серия фото, которая размещена в статье (рис. 7 - 19) , относится исключительно к периоду «руин»*. Это должно быть интересно тем, кто их не застал.
*Руины (от лат. ruere, падать) — останки бывшего здания или постройки.
рис. 1. Панорама дворца - новостроя XXI в.
Царицыно - одна из самых необыкновенных московских усадеб. До сих пор не разгадана во всех подробностях история, связанная с её строительством. Предпринималось несколько попыток достроить дворец - памятник так называемой «русской готики» и усадьбу, которые так ничем и не закончились. В течение двух сотен лет остов дворца был обречен на медленное угасание, в конце концов, превратившись в руины. По масштабам это, конечно, не Парфенон и не Колизей, тем не менее, интерес к этим московским руинам среди туристов разных стран всегда был огромен.
рис. 2. Василий Иванович Баженов (1737 – 1799)
И это закономерно. В ГМИИ им. Пушкина Вы можете обнаружить массу романтических пейзажей руин 18-19 вв., которыми вдохновлялись самые разные художники. В руинах есть притягательная красота, своя атмосфера подлинности, не сравнимая со свежей краской музейного муляжа. Во многих странах мира благородные руины давно включают в путеводители.
Когда-то поместье, которое находилось на месте Царицыно, принадлежало Ирине, сестре Бориса Годунова, и называлось Черная Грязь. С тех пор оно переходило из рук в руки, постоянно перестраивалось, пока его в 1775 году, пленившись природой имения, не выкупила у последних владельцев Кантемиров (за 25 000 рублей) Екатерина II. Оставшаяся часть территории, которая ныне входит в комплекс, была докуплена позже за сущие «копейки». Екатерина дала своим новым владениям название «Царицыно». Так своенравная российская императрица положила начало триумфа усадьбы.
рис. 3. Матвей Федорович Казаков (1738—1813)
Летом того же года, проведя в Царицыне во временно возведённом деревянном «дворце» шесть недель со своим фаворитом князем Г.А. Потемкиным, Екатерина окончательно влюбилась в свое новое владение. Она называла его «сущим раем» и распорядилась о начале масштабных строительных работ, для проведения которых был привлечен знаменитый архитектор Василий Баженов (рис. 2). Баженову надлежало возвести дворцовый комплекс в готическом стиле. Он же спроектировал обширную усадьбу с парком, павильонами и искусственными руинами. Проектирование и постройка заняли у мастера целых десять лет. Однако постройкой дворца Екатерина осталась недовольна.
Чем же не угодил императрице талантливый архитектор, уже почти десятилетие проведший в Царицыне и сделавший все, что требовалось при постоянной нехватке денег? Это до сих пор загадка, породившая домыслы и легенды. Каких только гипотез не предлагали. Наиболее распространенная – начавшиеся гонения на масонов, к которым принадлежал зодчий. Предполагают, что при строительстве дворца использовалась масонская символика. Однако, это лишь одна из версий.
рис. 4. Фасад Большого дворца 1-й вариант. Рисунок М.Ф. Казакова, 1785г
В сентябре 1785 года глава Экспедиции Кремлевского строения М.М. Измайлов известил архитекторов В.И. Баженова и М.Ф. Казакова (рис. 3) о повелении императрицы «сделать планы о переправке» строений в Царицыне. Первым свой проект обновлённого дворца возил в Санкт-Петербург в декабре 1785 года Баженов. В январе следующего года Измайлов лично привез на суд императрицы чертежи М.Ф. Казакова. Предпочтение было отдано последнему проекту. 29 января Баженов был уволен от должности на один год, а 6 февраля появилось именное Ея Императорского Величества повеление «О разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве по том по вновь сочиненному архитектором Казаковым плану». Случай редчайший в истории архитектуры: «до основания» уничтожалось отстроенное и уже покрытое кровлей дворцовое здание.
Разборка баженовского «главного корпуса дворца» была завершена к середине лета 1786 года.
рис. 5. Фасад Большого дворца, упрощённый вариант, созданный Казаковым по велению императрицы Конец XVIII – начало XIXв.
В первые годы работ по возведению казаковского дворца шла очень быстро и хорошо финансировалась. К осени 1787 года были окончены цоколь, первый этаж и выведен под окна второй этаж дворца, а в 1788 году второй этаж был уже «сделан под карниз». Был покрыт железной крышей и неоконченный Баженовым Кухонный корпус. Но уже к 1790 году финансирование прекратилось. Возможной причиной были финансовые проблемы государства, связанные с начавшейся осенью 1787 года Второй русско-турецкой войной. Строительство возобновилось спустя три года. Этому предшествовало повеление императрицы «Главный корпус…каменным строением более не возвышать». Дворец должен был спешно достраиваться по сокращенному варианту: высота его уменьшалась на этаж, отделка фасадов, парапетов и башен была значительно упрощена. В этом легко убедиться, сравнивая первоначальный проект Казакова (рис. 4) и поздний, упрощённый вариант (рис. 5).
рис. 6. Книга Юрия Шамурина «Подмосковныя»
В 1794 году главный корпус дворца был вчерне завершен. В семнадцати комнатах первого и второго этажей делались «плотничною работою под полы накаты и наборныя потолки». На этом этапе отделочные работы прекратили.
Осенью 1796 года Екатерина II скончалась. Новый император Павел I посетил Царицыно весной 1797 года, а 8 июня высочайшим указом было определено «в селе Царицыне никаких строений не производить». Дворец так и не был достроен. До 1880-х годов дворцовые помещения были перекрыты железом, затем крыши по непонятной причине сняли. Возможно, просто разворовали. Спустя несколько лет дворец стал восприниматься современниками уже как руины. Парк вокруг натуральных, а не искусственных руин стал местом для праздничных гуляний москвичей.
рис. 7. Так выглядела панорама руин дворца в начале XXI в.
Интересно, что еще в начале XX века, в 1914 году один из первых исследователей и историков русских усадеб Юрий Шамурин** в своей книге «Подмосковныя» (рис. 6) писал: «Правда истории требует, чтобы Царицыно оставалось незавершенным капризом XVIII века: доделанное, включенное в число памятников своего времени, оно бы ложно свидетельствовало об его творчестве и вкусах».
**В книге Ю.Шамурина «Подмосковные» речь идет о русской усадебной культуре, наиболее интересных в художественном отношении подмосковных усадьбах и поместьях XVIII века.
рис. 8. Фрагмент правого крыла фасада
рис. 9. Фрагмент фасада
рис. 10. Фрагмент дворового фасада
Новодел «под старину» не может заменить памятник
В состоянии руин дворец и усадьба простояли до 2004 года, пока Министерство культуры РФ не передало его московским властям. Тут-то и случилось непоправимое. Старинная усадьба стала еще одной жертвой реконструкции «по-московски».
Из современных СМИ
Почти через 200 лет после закладки фундамента дворца Ю. Лужков берется за то, что не доделала Екатерина: многие считают, что этот реставрационный проект есть не что иное, как желание Лужкова оставить собственное историческое наследие. Уверенность в этом усиливает и то обстоятельство, что дворец реставрируется по проекту, разработанному ГУП «Моспроект-2», лично одобренному бывшим московским мэром и демонстрирующему мало сходства с оригиналом. Армия рабочих-мигрантов из бывших республик СССР изо всех сил торопится выполнить распоряжение мэра и кроет крыши там, где их не было, возводит величественные входы и заменяет каменные блоки шлакобетонными.
Кухонный корпус дворца – т.н. Хлебный дом, большая квадратная в плане постройка, – будет щеголять белыми окнами со стеклопакетами из ПВХ, ставя крест на исторической подлинности. Под дворцом обустраивают подземное пространство, чтобы извлечь из этого «дополнительную выгоду». «Его (новый дворец) строят слишком быстро, используя много современных материалов», – говорит Марина Хрусталева из Московского общества охраны архитектурного наследия. Хозяин так спешит завершить возведение нового дворца к осени 2007г, что строительные работы начинают незаконно в конце 2005 года без утверждения плана.
рис. 11. Аллея, ведущая к руинам
рис. 12. Фрагмент дворового фасада
рис. 13. Фрагмент дворового фасада
2 сентября 2007 года, в празднование дня города, архитектурно-парковый ансамбль «Царицыно» был открыт. Вместо живописных руин у москвичей появилась благоустроенная парковая территория площадью 550га и дворцовый комплекс, где расположились музеи. Фактически царицынский новодел – это царские хоромы XXI века.
Дворцово-руинная эпопея наконец-то завершилась в пользу дворцов.
У уже реализованного проекта немало критиков. По словам директора Музея архитектуры Давида Саркисяна, ныне уже ушедшего из жизни (07.01.2010), у реставрации комплекса была совершенно неправильная концепция: «Вот возьмем Парфенон, давно развалившийся на куски. Реставрация тянется уже 20 лет, если не больше. За это время они поставили на место лишь несколько новых камней. И они сделаны из мрамора другого цвета, чтобы новые отличались от настоящих – это грамотный подход». «Цивилизованный подход позволяет нам использовать пространство, – объясняет Давид Саркисян. - Для этого должны быть высококлассные специалисты. И надстройка, не имитирующая старину, а отличающаяся от нее. Мы же начали «лепить старину», достраивать то, чего никогда не было. В итоге получили новодел, в который встроены куски от настоящего памятника». Давид Саркисян назвал «Царицыно» главной архитектурной трагедией последних лет.
рис. 14. Правая угловая башня дворового фасада
рис. 15. Дворовый фасад
рис. 16. Остатки былой роскоши
«Московский закон об охране памятников прямо запрещает их реконструкцию, — говорит Сергей Королев, председатель московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. — Однако сам процесс реставрации подчас ведется так, что в итоге мы получаем дом именно реконструированный. Вот, например, усадьба в Царицыно — какая же это реставрация, это чистой воды реконструкция. В России развалена вся школа реставрационной сети, есть только отдельные специалисты, а системы нет. По сути, у нас дома реставрируют те же таджики».
С момента завершения так называемой реставрации Царицына прошло чуть больше трёх лет, а московские власти уже затевает в музее-заповеднике новые большие стройки – общая территория в 700 гектаров не дает покоя «строительной мысли».
рис. 18. Вид из «апартаментов»
Штурмовщина, в горячке которой ваялся новодел, напомнила о себе уже через пару лет. «Следы намокания наружных стен, карнизов здания. Многочисленные трещины на проемах и на стенах, оголения рабочей арматуры стены подвала», - перечисляет выявленные дефекты новостроя руководитель департамента культуры Москвы Сергей Худяков. Плесень на стенах Хлебного дома, в Большом дворце - проблемы с вентиляцией. И это всё притом, что на строительство только этих двух объектов было потрачено 6 миллиардов бюджетных рублей. Все делалось в рекордные сроки. Дефекты, кстати, тоже выявили быстро, но от высокого начальства скрывали долго.
рис. 19. Пейзаж в одном из уголков усадьбы, уже не существующий. Великолепное дерево, под которым, наверное, не раз проходила императрица, спилили.
Теперь посетители катаются здесь на лошадях и пони.
Фото автора.
Борис Бакст.