Презентация книги «1200 фотоаппаратов из СССР»
Уникальнейшее издание посвящено таланту ученых, конструкторов и инженеров, создавших более чем за 60-летний период огромное количество моделей фото аппаратуры, массово производившейся в СССР. Советское фотоаппаратостроение занимает достойное место среди фото-производителей 20-го века и заслуживает подробного рассказа. Производство любительской и профессиональной техники в СССР было сосредоточено в основном на территории трех союзных республик: Беларуси, России и Украины. В России серийное производство фотоаппаратуры было начато в 1929-м, на Украине — в 1933-м, а в Беларуси — в 1957 году. В такой последовательности и излагается материал.
Острая необходимость такого каталога объяснялась отсутствием единой классификации произведенной в СССР фототехники, а интерес к ней огромен не только в странах СНГ, но и за рубежом.
рис. 1.Jean Loup Princelle «MADE IN USSR. The authentic guide to Russian and soviet cameras» («СДЕЛАНО В СССР. Достоверный справочник по русским и советским камерам»
Причём зарубежные любители, гораздо раньше стали обладателями издания подобного рода. Это, пользующийся огромным успехом и несколько раз переиздаваемый справочник «MADE IN USSR. The authentic guide to Russian and soviet cameras» («СДЕЛАНО В СССР. Достоверный справочник по русским и советским камерам» (рис. 01)). Автор его - очень популярный французский энтузиаст Jean Loup Princelle, который вероятно многим знаком по не менее известной книге «300 Leica copies». Однако книга «MADE IN USSR. The authentic guide to Russian and soviet cameras» всего лишь не полный справочник, не претендующий на содержание энциклопедического наполнения. Мы вспомнили о нём лишь для того, чтобы показать, как всегда была интересна Миру наша фототехника.
Нет, не удивляйтесь, это произошло не в Москве, презентация состоялась в Минске 30 сентября 2009г. И это, наверное, закономерно, поскольку столица наша больше напоминает сегодня не центр российской культуры, а огромный постоялый двор, мегаполис, собравший под своей крышей миллионы приезжих, жаждущих, кто денег, кто славы, а кто просто любой работы, чтобы прокормить далёкую семью. И всей этой суетящейся массе разноязычных людей совсем не до 170-летнего юбилея фотографии и уж тем более не до советских фотоаппаратов.
В Белоруссии об этом не забыли. Там не забыли и о музее нашей общей отечественной и мировой фототехники. Для москвича-фотолюбителя это звучит как сказка. Специальный музей фототехники! Чудо!
рис. 2. «1200 фотоаппаратов из СССР»
Фотомузей «Мир фото» - единственный в Беларуси, да и в СНГ, частный музей для публики. Он открылся в сентябре 2004 г. Идея создания музея родилась около шести лет назад, когда познакомились будущие авторы фундаментального издания Виктор Петрович Суглоб и Григорий Михайлович Шатерник. На тот момент личная коллекция фотоаппаратов В. П. Суглоба составляла порядка полутысячи фотокамер. Она и легла в основу фондов музея.
Сейчас экспозиция насчитывает более 1500 единиц хранения. Здесь представлены ведущие страны и основные производители фототехники, от самых ранних до современных. В коллекции музея находятся практически все базовые модели фотоаппаратов. (Базовая модель - это первичный носитель технологии, который ложится в основу идущих следом за ней фотоаппаратов, выпускающихся по образу и подобию оной).
В музее можно увидеть уникальные модели фототехники. Самый старинный аппарат датируется 1842 годом, он родом из Англии. Тогда еще не было логотипов, брендов и лейблов, посему он назывался просто «фотокамера». Вы, конечно же, помните, что сам принцип фотографии был запатентован в 1839 году. В экспозиции присутствуют и очень маленькие любительские фотоаппараты, и скрытые шпионские камеры, аппараты специального назначения, для аэрофотосъемки, для подводных работ и ещё множество других, увидеть которые не удастся нигде, кроме как в этом музее. Смотритель музея Юрий Сергеевич Васильев является единственным в Белоруссии заслуженным деятелем культуры в области фото. Он может рассказать очень многое о собранных в музее экспонатах.
рис. 3
К юбилейной дате «170 лет фотографии» минская компания «Мир Фото» 30 сентября 2009 года устроила презентацию каталога-классификатора «1200 фотоаппаратов из СССР» (рис. 2). Этот монументальный труд – плод авторского коллектива: Сергея Кочергина, Виктора Суглоба и Григория Шатерника. Конечно же, эти три человечьих силы не могли бы без посторонней помощи сдвинуть такую скалу. Они стали её идейным фундаментом. Мы не будем перечислять всех людей причастных к созданию этого труда, ведь можно кого-то пропустить и этим обидеть. В общем, человеческих рук и голов, причастных к этому титаническому, труду было очень много.
В начале презентации выступил один из знатоков фотографии, фототехники, коллекционер, один из консультантов по этому изданию, гость из Вильнюса Айдас Пикиотас. Кстати, он администратор интересного англоязычного сайта по советской фотоаппаратуре http://sovietcams.com/.
Айдас Пикиотас, с юмором, извиняясь за свой русский, заметил, что последние 20 лет Литва общается только по-литовски, и если бы не его друзья из дружного авторского энциклопедического коллектива, и он бы, наверное, русский язык забыл.
Айдас Пикиотас сказал:
«Создана книга, аналогов которой в Мире нет, и не будет, т. к. в ней собран огромнейший материал и сделана уникальная работа, которую повторить просто не возможно. Делать какие-то поправки, замечания всегда уместно. Авторы обладают энтузиазмом, аналитическим умом, глубокими знаниями по истории советского фото-аппарато- строения. Очень важно, что их подход к подтверждению фактов всегда критичен. Я рад, что на инициативу В. П. Суглоба по выпуску книги быстро откликнулись коллекционеры и любители всего мира. Немедленно стала поступать информация не только из стран бывшего СССР, но из Европы, США и других континентов. Это показывает, что подобная информация очень нужна людям и её ждут. Она была нужна 100 лет назад, она нужна теперь и она будет нужна всегда».
Один из участников редакционной группы, Дизайнер Валентин Латушкин, сострил: «Когда я начал заниматься этим проектом, я не подозревал, во что я ввязываюсь. Сегодня мне не стыдно за эти 3 кг. живого веса». Том действительно получился очень солидный - 660 страниц (рис. 3).
рис. 4
Затем несколько слов сказал один из авторов Сергей. Николаевич. Кочергин:
«Стартовый импульс к созданию книги вырвался 10 лет назад. Первые четыре года мы шли с Виктором Петровичем каждый своим путём. Лет шесть назад наши тропинки пересеклись. Наши интересы, ориентированные по-своему, в фотографическом плане совпали. В последние 6 лет мы были заняты интенсивной работой по сбору и анализу информации. Основная сложность возникла три года назад при создании алгоритма классификации. Вы представляете себе, сколько аппаратуры и документов прошло через наши руки? Всё это надо было анализировать, нужное отобрать, изучить и потом, каким-то образом, систематизировав, донести до читателя.
На каком-то этапе появилось озарение, родившее алгоритм, и всё стало на свои места. Все 10 тысяч оптических приборов нашли свои ниши. По сути дела три года назад мы уже видели книгу в её финальном варианте.
Я не буду говорить о количестве заводов, которые мы объездили и людей, с которыми встречались, какими правдами-неправдами добывали эту информацию. Но цыплят по осени считают. Вот Вам «цыплята» и вот за окном прекрасная осень. Наша книга не художественное произведение, это издание энциклопедического плана. Нас многие толкали к тому, чтобы после описания каждой позиции стояла цена. Проблем в этом не было, мы не только технари, но и в какой-то степени товароведы в своей области. Но тогда бы наш труд превратился просто в справочный каталог, который живёт год – два. Ведь цены постоянно меняются. Мы же хотели сделать памятник, в котором ничего не меняется. Это история.
Создавать новую «Смену» уже никто не станет. Или, скажем, «Зенит Е» в 30 вариантах выпусков, которые сделали наши предшественники. Они уже здесь, в этой книге и именно в той хронологической последовательности, в которой создавались. Конечно, книга будет интересна не всем, но для специалистов она послужит хорошим подспорьем в работе. А фотолюбители, коллекционеры, наконец, студенты оптико-механических факультетов? За рамками книги осталось много интересных историй, фактов, связанных с людьми, судьбами камер. Но если бы мы это всё оставили, то здесь было бы не 650 страниц, а, по меньшей мере, 1000. И заметьте, в книге ведь только фотоаппараты, здесь не затронута тема бесчисленных советских объективов» (рис. 4).
Действительно, порой поиск материалов в СССР напоминал детектив. Так, в своё время, только благодаря приятелю, В. Суглоб смог проникнуть на харьковский завод, выпускающий «ФЭДы». С руководством о посещении предприятия договорились, а вот охрану почему-то предупредить не успели. И вот идет Виктор по территории завода – на плече - два фотоаппарата для съемки. Ни дать ни взять – шпион. Охрана среагировала немедленно и Виктор, с заломанными за спину руками, тут же был «обезврежен». Еле удалось его отбить. Ещё бы, – «суперсекретный» завод.
Это знаменитое в советское время предприятие было основано на базе колонии беспризорников педагогом Антоном Макаренко. Виктору Суглобу удалось познакомиться с одним из бывших воспитанников колонии, впоследствии конструктором фотоаппаратов «ФЭД-2», «ФЭД-2 стерео», «Заря» (1, 2, 3) Дмитрием Умрихиным. Конструктор поделился воспоминаниями.
Во время войны завод был эвакуирован в сибирский город Бердск. Среди заводчан находились и такие, которые не хотели идти на фронт. Чтобы откупиться от военкомата, они предлагали высокому начальству взятку в виде фотоаппарата, вынесенного с производства. Часто на нём гравировалась именная надпись. Один из таких аппаратов Дмитрий Умрихин подарил музею «Мир фото». Это «ФЭД» 1943 года выпуска с литерами «МИК». Возможно, камера предназначалась председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Ивановичу Калинину, ну, видимо, не как взятка, а как подарок.
Одной из интереснейших позиций в каталоге, которую, кстати, участники презентации могли созерцать живьём и пощупать, стал опытный образец любопытнейшей фотокамеры белорусского завода «Автоликон-645». Он появился 1980г. Это уникальная среднеформатная электронно-механическая камера, объектив которой управляется не привычными кольцами, а тремя линейными двигателями. Было изготовлено пять экземпляров «Автоликона-645». Судьба камеры, как и многих других уникальных приборов, канувших в небытие, трагична. Проект был отвергнут и закрыт. «Автоликон-645» похоронили.
Но благодаря труду энтузиастов, создавших этот том, о камерах, подобных «Автоликону-645», а их было не мало, мы, по крайней мере, услышали.
Редакция