Отечественная пресса во все времена холодно относилась к «чужим» техническим победам, с пафосом вознося собственные достижения, порой действительно великие, а порой самые заурядные и, даже, смехотворные. В советскую пору существовало «директивное мнение», что всё творящееся на Западе нам чуждо и не интересно. Мы исчерпывающе были информированы о невероятных успехах многократного Героя Соц. Труда из Западной Украины, свинаря Чиха, которые, как выяснилось впоследствии, были полным надувательством. За то вряд ли кто-либо из современников первого полёта американцев на Луну скажет Вам, сколько ещё астронавтов после Дейла Армстронга посещало эту планету. А ведь американцы там побывали многократно. Новое российское поколение, скорее всего вообще не представляет себе, о чём идёт речь.
А уж, что касается таких «мелочей», как западный фотографический инструментарий, здесь мы до сих пор остаёмся в полном неведении. Дело вовсе не в ревностном отношении к собственной фототехнике, которая сегодня, впрочем, вовсе не выпускается. Нельзя нам было проводить параллелей между своей и «чуждой нам техникой». Что если соотечественник увидит разницу между Синаром (Sinar), Лингофом и нашим неуклюжим «Ракурсом» от БелОМО с пудовым блоком управления электронным затвором? У него же могут открыться глаза.
Поскольку в постсоветскую пору изделия родного фотопрома мы вообще исключили из жизни как класс, вопрос о российских фотоинструментах отпал сам собой.
Чтобы хоть немного разрядить информационный вакуум, который до сей поры окутывает интереснейшие зарубежные разработки прошлых лет в области фото, редакция ФОТОкурьера время от времени помещает технические обзоры и биографии знаменитых брэндов. Если Вы помните, в их числе уже были Rollei, Exakta, Topcon, Olympus и др.
рис. 1. KARDAN BI
Множество вопросов, обращённых к ФОТОкурьеру и Мастерским РСУ, затрагивает тематику форматных камер. Особый интерес вызывает Линхоф, в связи с многообразием его моделей и аксессуаров, способностью их взаимозаменяемости и адаптации. Именно поэтому мы решили посвятить ряд статей этим знаменитым приборам, тем более что молча мимо юбилея этой уважаемой фирмы пройти просто не удобно.
Специально для тех, кто знаком с форматной фотографией лишь понаслышке, мы предварили наш рассказ подробной работой американского фотографа Джерри Корна об основах техники форматной съёмки. Вы можете познакомиться с этой публикацией в № 9 и 10 ФОТОкурьера, за 2007г.
рис. 2. TECHNIKARDAN
Система терминов
Чтобы, читая текст, не отвлекаться на малозначащие пояснения и ссылки, сразу определимся стерминологией, которую предлагает сама компания Линхоф и которой наверняка владеют все обладатели её великолепной техники.
Прецизионные камеры Linhof, будь то форматные, или среднеформатные, использующие плоскую плёнку, рольфильмы различных типов, или цифровые задники, формируются, в зависимости от назначения по нескольким основным конструктивным линиям:
- Камеры складного типа, с нижней откидной доской (серии «TECHNIKA»), известные ранее как полевые или ручные (рис. на обложке).
- Монорельсовые камеры, или по-другому, конструкции, выполненные по принципу оптической скамьи. Это устройства, объективная и задняя стенки которых, могут независимо перемещаться по монорельсу (оптической скамье). Подобная конструкция обеспечивает неограниченную пространственную свободу. Независимые подвижки разных частей камеры в сочетании с дополнительным удлинением монорельса, невероятно расширяют возможности использования крупных планов (работа с длиннофокусными, или макрообъективами). Такие конструкции Линхоф относят к серии «KARDAN». Несмотря на свою подвижность КАРДАНЫ жесткие и тяжелые инструменты, предназначенные для студии (рис. 1).
- Модели, совмещающие функции камер обоих типов. Обладая полной пространственной свободой камер «KARDAN», эти аппараты в сложенном состоянии не больше и не тяжелее фотокамер серии «TECHNIKA». Основная особенность подобных конструкций - специальный раздвижной (телескопический) монорельс. Такие устройства относят к серии «TECHNIKARDAN» (рис. 2).
- Аппараты, предназначенные для широкоугольной – панорамной съёмки (серии «TECHNORAMA») (рис. 3).
- Специальные камеры для прикладной фотографии (рис. 4).
рис. 4. Специальная камера METRIKA, обеспечивающая предельно возможные
механическую и оптическую точности
По мере возможностей и информированности, мы постараемся рассказать о некоторых основных конструктивных позициях Линхофа.
Историю компании, можно условно поделить на три периода:
1. Период, когда во главе предприятия стоял Валентин Линхоф (рис. 5), создавший его. В. Линхоф не был коммерсантом. Все свои устремления он сосредоточил на создании продукта высочайшего класса. В брошюре В. Линхофа, изданной в начале 20-х, звучит концепция, которой он следовал всегда. В двух словах она выглядит примерно так: «все изыски дизайна и самое высокое качество отделки моих приборов ни в коем случае не будут соперничать с точностью их исполнения и надёжностью». Валентин Линхоф скончался в 1929 г., оставив после себя маленькое предприятие с несколькими служащими и высочайшую репутацию своей компании.
рис. 5. Валентин Линхоф
2. Следующий отрезок истории «Линхофа» - время, когда предприятием руководил приемник основателя Николаус Карпф (Nikolaus Karpf) (рис. 6). Это именно его патент на «swing & tilt» - подвижки кассетной части используется на множестве форматных камер Линхофа. Н. Карпф был родоначальником бренда «TECHNIKA». Он трудился в компании более 40 лет, с 1933 по 1974 г., причём с 1935 г. возглавлял её. «Линхоф» обязан Н. Карпфу своей всемирной славой. К моменту его ухода, в 1974 г, предприятие насчитывало 500 служащих. Для компании, которая делает исключительно штучную продукцию, это был гигантский штат. Умер Н. Карпф в 1980 г.
рис. 6. Николаус Карпф
3. Последний период, с конца 70-х, стал самым трудным в истории Линхофа. Необходимо было выживать в условиях жесточайшей конкуренции с невероятно агрессивными японцами, поглощавшими европейский фоторынок. Правда Линхоф переживал эту войну значительно легче, чем производители фотоширпотреба, однако общие потрясения коснулись и его экономики. Линхоф выжил благодаря своим новым уникальным разработкам, у которых просто не было альтернативы: Technorama, Aerotronica, Technikardan, Kardan GTL и т. п.
Сегодня компания, вновь поменявшая имя после ухода Н. Карпфа, официально называется «Linhof, Präzisions – System Technik GMBH, München».
рис. 7. TECHNIKA STARNDARD (1936 г.)
Камеры складного типа, с нижней откидной доской серии «TECHNIKA»
Главная особенность этих аппаратов – складывающаяся ящичная конструкция, с шарнирной крышкой, на которой находится выдвигающаяся на рельсах объективная стенка, а ящик содержит подвижную заднюю стенку с матовым стеклом. Металлический корпус камеры в сложенном состоянии, служит надёжной бронёй, прикрывая точную механику начинки. В таком варианте камера очень компактна, удобна для транспортировки в экспедициях, почему и называется «полевой». Название «TECHNIKA» пришло к классу этих камер в 1936 г. (рис. 7), хотя «полевая» конструктивная схема родилась гораздо раньше.
Современные модели «TECHNIKA», пожалуй, самые удобные и мобильные камеры Линхофа, обеспеченные широчайшим спектром оптики от самых именитых производителей. Они снабжены всеми видами подвижек и уклонов и тройным растяжением меха. Бесконечный диапазон аксессуаров делает эти приборы универсальными инструментами для выполнения практически всех видов фоторабот.
рис. 8. Первый вариант лейбла (1890 г.) «V. LINHOF MUNCHEN»
Как это начиналось?
Валентин Линхоф, основатель знаменитого брэнда, родился в заштатном немецком городке Холцкирхен, который и городом возможно и не считался, поскольку в переводе звучит очень по-сельски: «деревянные церкви». За то юность его прошла в столице королевства Баварии, Мюнхене, четвертом по величине городе Германии. Там же он получил образование и посвятил себя любимому делу – точной механике. Хорошие конструкторские задатки очень гармонично сочетались в нем с умением работать руками.
Своё предприятие «V. LINHOF, MUNCHEN»Валентин Линхоф основал 120 лет назад, в 1887 г. Он начал с изготовления пневматических центральных межлинзовых затворов собственной конструкции для фотообъективов. Чуть ли не первое же его изделие принесло В. Линхофу европейскую славу. За один из своих затворов он получает в Париже Золотую медаль.
Ассортимент его изделий постепенно расширяется. Все они отличаются великолепным качеством и точностью. Слава о них скоро разнеслась далеко от Мюнхена. С 1890 г. его продукцию узнают по лейблу «V. LINHOF MUNCHEN» (рис. 8) Заказы на точные механизмы Линхофа стали поступать от многих авторитетных производителей оптики и фотокамер: Kodak, Zeiss, Dallmeyer и других. В 1892 г. Валентин Линхоф получает патент на собственный центральный затвор с пружинным механизмом.
рис. 9. Первая камера В. Линхофа (1899 г.)
На рубеже столетий, в 1899 г., В. Линхоф выпускает первую собственную камеру. В проекте принимает участие известный тогда специалист по точной механике Йозеф Барт. Правда, доля его участия не известна. Два талантливых инженера делают горизонтальную раскладушку - метражку, использующая роликовую плёнку Kodak 90мм. (85 х 85 мм. или 3¼ x 3¼") (рис. 9). Объективная доска камеры имела возможность вертикального смещения. На ней фирменный логотип «V. LINHOF MUNCHEN». Аппарат оборудован спиртовым уровнем и складным видоискателем. Существовал вариант этого аппарата, который предназначался для использования пластинок 9x12. Впервые Линхоф в качестве металла несущей конструкции вместо латуни использует алюминий.
рис. 10. Прообраз сегодняшней камеры серии «TECHNIKA» (1903 г.)
Прообраз сегодняшней камеры серии «TECHNIKA», о которой ещё много будет сказано, появился в 1903 г. (рис. 10). Это раскладная конструкция пластиночного аппарата 9 х 12 см. с нижней откидной доской. Он оборудован затвором Линхофа и объективом Фоихтлендера Collinear 13,5cm f/4.5. Мех камеры имеет двойное растяжение (290 мм). Объективная доска оснащена устройством вертикальной подвижки и зеркальным видоискателем (типа «бриллиант»), механизм которого, перемещаясь вместе с объективной доской, позволяет сохранять строгость визирования. Ранние конструкции Линхофа для механизмов вертикальных перемещений использовали круглые направляющие, с подвижным штоком и фиксирующими винтами. Кремальеры для этих целей появились позже.
рис. 11. Первая камера с кремальерами для вертикального и фронтального перемещения объективной доски (1910 г.)
Первой камерой с кремальерами для вертикального и фронтального перемещения объективной доски была конструкция 1910 г. Это цельнометаллическая раскладная пластиночная камера 6x9 с нижней откидной доской (рис. 11). Вооружение аппарата состояло из объектива Steinheil Orthostigmat 10.5см f/6.8 и затвора Линхофа, со скоростями Z, 1, 1/2, 1/5, 1/25, 1/50, 1/100 и 1/250 сек. Для установки скоростей использовался переводной рычаг со стрелкой и соответствующая шкала. Предыдущие модели затворов для установки скоростей имели лишь условные, численные значения от 1 до 5 (рис. 9, 10).
На базе описанных камер выпускались модели с квадратным сечением меха и соответствующей конструкцией задника, позволяющего не меняя положения камеры на штативе, оперировать форматом, превращая его из вертикального в горизонтальный (ландшафтный). Для этого надо было развернуть задник на 90 град. с помощью оригинального механизма, который, в последствии придёт в конструктивную схему моделей «TECHNIKA».
рис. 12. Первый «Линхоф», использующий функцию «tilt» для объективной доски
(1924 г).
Множество нововведений В. Линхофа сосредоточено в цельнометаллической раскладной вертикальной конструкции пластиночного аппарата 9х12 с нижней откидной доской, выпущенной в 1924 г. (рис. 12). Камера, при наличии понижающего адаптера, предполагала простой переход к горизонтальному формату 6x9. Мех имел тройное растяжение. Объективная доска, кроме фронтальной и горизонтальной подвижек, оборудована ещё и возможностью уклона назад. Скорее всего, это первая камера Линхофа с использованием функции «tilt». Надо заметить, что фотографов, современников камеры, эта гениальная находка не очень вдохновляла. Просто ею мало кто умел пользоваться.
Этот аппарат знаменит ещё и тем, что он стал лидером среди Линхофов, допускающих использование сменной оптики.
рис. 13.PROTO-TECHNIKA (1934 г.)
В 1929 г., Валентин Линхоф скончался, оставив своё маленькое предприятие с семью служащими своей вдове Кларе Шлоссер. В течение нескольких лет осиротевшая компания пребывала в ступоре. В 1933 г. в штате предприятия появляется талантливый инженер – механик Николаус Карпф, ставший в последствии доверенным лицом К. Шлоссер. В 1935 г. он принимает руководство предприятием, одновременно возглавив его конструкторский цех. В отличие от Валентина Линхофа, Николаус Карпф обладает хорошей коммерческой хваткой. Предприятие начинает быстро расти. Число его сотрудников скоро достигает 700 человек. В 1941 г. компания принимает новое имя «Linhof Nikolaus Karpf KG, Präzisions-Kamera-Werke, München».
Николаусу Карпфу принадлежит немецкий патент N 639520 на идею функциональных подвижек кассетной части «swing-and-tilt», которую он не только предложил на бумаге, но и сумел реализовать живьём (1934 г.) в прототипе камеры, известной сегодня как PROTO-TECHNIKA (рис. 13). Её схема легла в основу конструктивной концепции Линхофа - «TECHNIKA», которая в свою очередь дала жизнь множеству модификаций камер этой серии, с успехом продолжая жить и совершенствоваться в наши дни.
* Идя в ногу со временем (читай: «в угоду конъюнктуре»), MASTER TECHNIKA 3000 адаптирована для работы со всевозможными цифровыми задниками и использует для этих целей в качестве аксессуара новый «RAPID CHANCE ADAPTER», оборудованный унифицированным конструктивным интерфейсом.
рис. 14. Тиснение на внешней части откидной доски камеры 1910 г.
Несколько замечаний о «фамильном гербе»
Первой эмблеме «V. LINHOF MUNCHEN», которой Валентин Линхоф, увенчал своё изделие в 1890 г., он остался верен до конца жизни. Логотип менял стиль, шрифт написания, но содержание его сохранялось. Он был обязателен на затворах, даже если они устанавливались в изделия других производителей. Позже им отмечались собственные камеры. На аппарате 6x9 1910 г. (рис. 11) логотип расположен у ближнего края откидной доски, между направляющими для выдвижения панели объектива (рис. 8).
Редкие разночтения встречаются в тиснении на коже декоративной оклейки камеры. Например, на внешней части откидной доски той же камеры 1910 г. мы видим надпись «Linhof» (рис. 14).
Свои интерпретации в содержание и стиль логотипа стал вносить Николаус Карпф. На модели PROTO-TECHNIKA (рис. 13) он увидел лейбл по-другому: (рис. 15). Вообще после ухода В. Линхофа, с его эмблемой случались разные метаморфозы. Несколько раз использовался вариант эмблемы, до боли напоминающий логотип Zeiss Ikon (рис. 16). Её можно увидеть не только на откидной доске TECHNIKA III (1954 г.), она же сопровождала юбилейное издание, посвящённое пятидесятилетию фирмы (1937 г.).
рис. 15. Лейбл на камере PROTO-TECHNIKA в трактовке Николауса Карпфа
рис. 16. Вариант эмблемы, перекликающийся с логотипом Zeiss Ikon
В предвоенные годы имя города München, где родился «Линхоф» гордо красовалось на всех его эмблемах. Однако после войны, в начале 50-х, когда наладился заокеанский экспорт продукции Линхофа, оно исчезло из лейбла. Вероятно, ещё были свежи ассоциации американцев с кипучим нацистским прошлым этого города. Впрочем, и в нашей стране, в послевоенные годы, любое упоминание о Германии вызывало среди нормальных людей лишь отрицательные эмоции, не смотря на официально объявленную «неразрывную» дружбу с ГДР. С ФРГ мы особенно никогда не дружили, да и Линхофов они нам не присылали.
рис. 17. Новый знак фирмы
Так, или иначе, немцы благоразумно изменили в начале 50-х логотип на своих приборах, во всяком случае, на тех, которые отправлялись на экспорт. Находка дизайнеров компании была весьма удачна. Новым знаком фирмы стал эффектный герб Баварии (Вы помните, что во времена юности Валентина Линхофа Мюнхен был столицей королевства Баварии). Это прекрасно выполненный значок (рис. 17), расцвеченный многокрасочной эмалью (белый, синий, черный, красный и золотой). Сегодня он украшает многочисленный ассортимент камер и многих аксессуаров Линхофа.
Б. Бакст
Продолжение следует